МОСКВА, 20 апр — РАПСИ. Общественная палата (ОП) РФ подготовила замечания и рекомендации к проекту изменений в Федеральный закон №38-ФЗ «О рекламе», касающиеся социальной рекламы в интернете. Документ будет направлен председателю Государственной Думы РФ Вячеславу Володину.
Предложения общественников сформулированы в заключении по итогам заседания Координационного совета по социальной рекламе и социальным коммуникациям при ОП РФ 25 декабря прошлого года. Согласно пояснительной записке, законопроект разработан в целях совершенствования законодательства и устранения правовых пробелов в сфере регулирования распространения социальной рекламы в сети Интернет.
Общественная палата поддерживает основную идею законопроекта, отмечает актуальность и своевременность предлагаемых в нем изменений. При этом эксперты предлагают отметить в документе, что в случае его принятия он не будет распространяться на цифровое вещание телеканалов в интернете, так как их квота на распространение социальной рекламы уже регулируется действующей статьей закона «О рекламе».
Законопроект вводит новое понятие «оператор социальной рекламы». По мнению общественников, необходимо дополнить законопроект определением этого понятия как посредника при размещении социальной рекламы в интернете. Однако в ОП РФ отметили, что необходимо законодательно сохранить право рекламодателей по своему усмотрению осуществлять размещение социальной рекламы в интернете как через оператора социальной рекламы, так и путем прямого взаимодействия с рекламораспространителями, владельцами рекламных систем.
Эксперты уточнили, что согласование и размещение рекламы через оператора может занимать значительное время. В связи с этим необходимо разработать регламент, устанавливающий порядок взаимодействия между оператором, рекламодателями и рекламораспространителями.
Участники общественной экспертизы законопроекта также подчеркнули, что в документе не совсем ясно описаны меры воздействия на рекламодателей и рекламопроизводителей, которые не исполняют законодательство. При этом законопроект не устанавливает санкции, порядок и основания привлечения рекламораспространителя к ответственности за нарушение условий распространения социальной рекламы. Эти вопросы могут привести к неисполнению законодательства в будущем.
Председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Елена Тополева-Солдунова отметила, что социальная реклама является одним из важных инструментов развития благотворительности и меценатства в России.
«Социальная реклама может как использоваться для привлечения внимания и вовлечения граждан в благотворительную и меценатскую деятельность, так и непосредственно являться инструментом, который помогает людям заниматься благотворительностью. Этим инструментом часто пользуются некоммерческие организации, в том числе благотворительные фонды для того, чтобы выполнять свою миссию и добиваться каких-то общественных изменений, информировать граждан о каких-то важных проблемах, менять отношение к каким-то значимым темам и воздействовать на поведение людей», — отметила она.
По ее словам, именно поэтому представители профессионального сообщества, общественные эксперты внимательно отнеслись к появлению законопроекта о социальной рекламе и подготовили на него заключение.
«В целом мы поддерживаем концепцию законопроекта, который предлагает ввести систему квотирования социальной рекламы, распространить уже действующую систему, которая работает в отношении СМИ, на интернет-платформы. Более того, законопроект предлагает, чтобы социальная реклама в сети Интернет в рамках этой пятипроцентной квоты размещалась бесплатно. Тут стоит подчеркнуть, что у СМИ нет обязательств размещать социальную рекламу бесплатно, и, хотя некоторые СМИ это делают сейчас, но, к сожалению, далеко не все. И например, на самых крупных федеральных каналах практически невозможно разместить социальную рекламу бесплатно», — уточнила Тополева-Солдунова.
По ее мнению, если такой закон будет принят, то это будет большой шаг в развитии благотворительности в России.
«Именно в интернете сейчас находится и размещается большее число социальной рекламы, и этой возможностью воспользуются многие НКО для достижения общественно значимых целей в своей сфере», — заключила общественница.