Одной из форм общероссийского голосование по поправкам в Конституцию РФ стала инновационная процедура участия в нем по интернету. Электронное голосование в Москве и Нижегородской области стало рекордным по числу поданных заявок и привлекло повышенный интерес общественности. О правовых аспектах этой новации, а также о причинах страхов технофобов, протестов неолудистов и надежд датаистов РАПСИ рассказали следящие за голосованием юристы. 


Юрист, общественный деятель Илья Ремесло: 

«Преимущества электронного голосования очевидны не только экспертам. Это верификация личности, прозрачность процедур, отсутствие лишней бюрократии и документации. В случае с электронным голосованием невозможно вбрасывать бюллетени пачками, устраивать "карусели".

За электронным голосованием будущее, когда-то всё голосование будет именно таким».

Адвокат, к.ю.н. Александр Зорин:

«Дистанционное электронное голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации позиционируется как дополнительное условие для реализации права граждан РФ на участие в общероссийском голосовании и закреплено частью 19 статьи 2 Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» и пунктом 8.15 Порядка общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 20 марта 2020 года №244/1804-7.

Применение дистанционного электронного голосования вызывает широкую общественную дискуссию в обществе и полярные, даже неприменимые группы их сторонников и противников. И если последователи неолудизма (стихийные протестанты против внедрения машин) и датаизма (теория о составе Вселенной из потоков данных) могут спорить о том, что ценность всякого явления или сущности определяется их вкладом в обработку данных и каждый должен становиться частью информационного пространства, потребляя данные и обогащая его новым, то перед юридическим обществом встают отнюдь не футурологические проблемы, а задачи обеспечения безопасности и легитимности этого нововведения.

В своем комментарии я остановлюсь на позитивных аспектах дистанционного электронного голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ. 

К числу таковых безусловно, относится перспективная возможность увеличения явки голосующих лиц, которые с помощью информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», имеют межтерриториальную возможность участия в голосовании из любого места с доступом в сеть, без необходимости личного присутствия на конкретном избирательном участке. 

Еще одним позитивным фактором электронного дистанционного голосования можно выделить оптимизацию расходов, связанную с уменьшением числа членов участковых избирательных комиссий. 

Также в этом случае также ликвидируется риск «человеческого фактора» при подсчете голосов, когда вечером-ночью после дня голосования необходим ручной подсчет бюллетеней. В этой ситуации возможна усталость членов комиссии, которая может привести к техническим ошибкам. Машина не обладает чувством усталости и алгоритм максимально быстро производит подсчет в режиме реального времени. 

Практическое применение дистанционного электронного голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ, наряду с аналогичными положениями Федерального закона от 29 мая 2019 года №103-ФЗ «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва» и Федерального закона от 23.05.2020 №151-ФЗ «О продлении на 2020 год эксперимента по голосованию на цифровых избирательных участках на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ седьмого созыва и выборах в органы государственной власти субъектов РФ» помогут понять роль, которую играют технологии в современном обществе, а также выявить новый потенциал и возможности в конвергенции технических и биологических систем. В случае перевеса в позитивную сторону она сможет развеять мифы технофобов об антиутопиях и позволит повысить доверие к этому цифровому способу выражения народовластия, определяя баланс всеобщего блага, основанному на идее того, что люди одновременно смогут верить в свою собственную важность и важность данных».