Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова в эксклюзивном интервью РАПСИ рассказала, что волновало российские семьи в 2020 году, как строилась работа в пандемию и поделилась планами на 2021 год.


Анна Юрьевна, какие события в этом году стали самыми яркими и запоминающимися для Вас?

Самыми яркими и запоминающимися всегда остаются личные истории детей. За каждого ребенка переживаешь всем сердцем. Порой сто раз прокручиваешь в голове ситуации, когда, казалось бы, успей чуть раньше и всё сложилось бы по-другому. В каких-то случаях, конечно, радуешься, что успели вовремя, помогли, спасли жизнь, судьбу.

У всех на слуху в этом году была история с маленькой Айшей. Все очень переживали, к нам в аппарат писали, звонили совершенно незнакомые люди, беспокоились за судьбу девочки. Сейчас у нее все хорошо, мы поддерживаем связь с мамой, переписываемся, общаемся. Айша очень активная, открытая девочка, недавно выступала, пела в хоре. Мы за нее очень рады.

Другая яркая история с абсолютно для меня неожиданным завершением – это история маленького Саши из Брянска. Мы обнаружили этого ребенка в детском доме-интернате региона. Он был в крайне истощенном состоянии, практически невесомый, некоторые скептики вообще не верили, что ребенку можно еще помочь. Мы экстренно перевезли Сашу в детскую больницу имени Сперанского в Москве. Ребенок набрал в весе, стал восстанавливаться, в итоге его забрали родители. Совершенно чудесная история с очень добрым концом.

Но если говорить в целом, то из таких вот историй складывается наша большая работа по выработке системных решений. Ведь важно не только помочь каждому ребенку, каждой отдельной семье, но в идеале – нужно сделать так, чтобы работа была выстроена на опережение, чтобы таких бед вообще не случалось.

Какие на ваш взгляд важные решение удалось принять за этот год?

Одним из важных решений, я считаю, в этом году стала передача функций по обеспечению детей-сирот жильем из Министерства просвещения в Министерство строительства. 65% всех обращений от сирот, поступающих к нам в аппарат, касается именно жилья. Поэтому, считаю, это абсолютно верное решение.

Или другой вопрос, который давно назрел и за решение которого мы бьемся не один год – это реформирование органов опеки и попечительства. В 2020 году на 44,5% возросло число обращений, связанных с деятельностью этой структуры – нарушение прав детей, необоснованные и порой даже незаконные изъятия детей из семьи, масса громких историй каждый год. Сегодня, наконец, это решение принято.

Еще одна важная тема – в этом году было принято решение об установлении инвалидности до 18 лет несовершеннолетним, страдающим фенилкетонурией. К нам поступали многочисленные обращения по этому вопросу от родителей таких детей, нередко коллективные. Основная проблема заключалась в том, что инвалидность предоставлялась только до 14 лет, а дальше совершенно абсурдная ситуация: ребенку продлевали инвалидность только в том случае, если его состояние ухудшается. А если родители добросовестные, и внимательно следят за здоровьем и питанием своего ребенка, то осложнений не наступает, а значит, ребенок лишается инвалидности, а с ней и так необходимых семье меры социальной поддержки. Аналогичная ситуация ранее была с установлением инвалидности до 18 лет для детей, страдающих сахарным диабетом, и нам удалось ее решить. И вот теперь есть решение и для детей с фенилкетонурией, и мы этому очень рады.

Как Вам удалость справиться с вызовами, связанными с пандемией? Как поменялась работа в это время?

Пандемия стала испытанием для всех – и для государства в целом, и для каждого из нас. И я считаю, что наша страна достаточно достойно проходит через этот период. Во многом, конечно, благодаря и своевременно принятым мерам, и сплочению людей. Вообще пандемия позволила по-новому взглянуть на многие сферы нашей жизни – стать более внимательными друг к другу, ближе к своей семье, переосмыслить какие-то ценностные установки – многие объединились ради помощи другим, занялись волонтерской деятельностью – это очень ценно.

Наша  работа в этот период отчасти изменилась. Хотя мы так же продолжали работать с обращениями граждан. Но мы отмечали изменение характера обращений. В 2 раза увеличилось число обращений по оказанию социальной помощи, получению различных мер поддержки. Много вопросов было по теме образования, особенно у родителей, да и самих детей волновала тема дистанционного обучения. Многие переживали, что такой формат станет постоянным. Но, конечно, это не так. Это временная мера. Президент России Владимир Владимирович Путин также не раз озвучивал эту позицию.

Также на период ограничений нам пришлось отказаться от части запланированных командировок, выездных проверок, которые мы наверстывали уже позже – как только это стало возможным. 

Например, пришлось перенести вылеты за нашими детьми в Сирию. Тем не менее работа не останавливалась ни на один день. Пока мы не могли осуществлять вылеты – мы продолжали готовить документы для возвращения ребят на родину. И как только ограничения были сняты, мы сделали сразу несколько рейсов в Сирию, вернули 118 детей.

По каким вопросам чаще всего обращались к вам этом году?

Работа с обращениями граждан – это не только наше основное направление деятельности, но это еще и такая «лакмусовая бумажка», которая дает нам обратную связь, позволяет видеть те или иные важные процессы, выявлять проблемы, живо на них реагировать.

Как я уже говорила – в период пандемии на первые позиции вышли обращения по вопросам получения различных мер поддержки. Государством было принято порядка 100 различных мер помощи для самых различных категорий населения. Однако, в первое время, механизм их доведения до граждан иногда давал сбои. Например, к нам поступали обращения, когда человек не мог получить необходимую ему справку из-за того, что какое-то государственное учреждение закрыто. Решали в ручном режиме, связывались с регионом. Сейчас, конечно, уже все более-менее отлажено.  

Какие планы на следующий год?

Планы на следующий год – их на самом деле много. Пока есть к нам обращения в аппарат, пока есть сложности и беды, с которыми к нам обращаются, мы будем стараться не только разобраться с конкретной ситуацией, но и предложить системные решения.

А если озвучивать некоторые моменты: во-первых, конечно, довести до конца работу над начатым в 2020 году. А это и реформирование органов опеки и попечительства. Безусловно, мы готовы направлять свои предложения, принимать самое активное участие в этой работе. Это и совершенствование работы детских домов-интернатов. После наших проверок по поручению президента создан комплекс мер, который должен лечь в основу реформирования этих учреждений. Очень важно, чтобы принятые меры дошли до каждого конкретного ребенка, и мы будем это отслеживать. Совершенствование оказания паллиативной помощи детям. Этой темой мы очень плотно занимаемся, в этом году впервые был проведен серьезнейший мониторинг качества такой помощи в регионах, выявлены проблемы, в следующем году будем смотреть на принятые меры и отслеживать изменения. И, конечно, еще очень много других направлений работы.

Ну, и второе – у нас есть много новых задумок. Например, в начале следующего года планируем запустить отборочный тур форума «Вектор Детства», который призван собрать на своих площадках лучшие достижения в сфере детства.


Фото предоставлены пресс-службой омбудсмена по правам ребенка