Сто лет назад юридическую печать волновали проблемы, во многом схожие с современными - прогресс законодательства, соотношение обвинения и защиты в уголовном процессе, подростковая преступность, антиправительственная деятельность. В то же время общество интересовалась и своими громкими судебными процессами – мошенничествами, обысками у предполагаемых  революционеров, судами над двоеженцами, смертными приговорами, а также обсуждением грядущей амнистии.

Мы открываем новую рубрику, в которой будем каждую неделю знакомить вас с новостями российского правосудия столетней давности. Итак, на дворе 1913 год.

7 января

"Гражданская свобода", С.А. Корф

За истекшее столетие многое оказалось достигнуто… в области уголовного права можно засвидетельствовать исчезновение рабства, коренное изменение взглядов на смертную казнь и пытку, исчезла конфискация имущества детей, жен, родственников как форма наказания преступника; в гражданском праве признаны твердо принципы святости собственности и обязательств, недопустимость обратного действия законов; в области политической упрочилась свобода вероисповеданий, постепенно сокращается различие, основанное на имущественном цензе (Журнал "Юридические записки", Ярославль, 1913)

8 января

107 подлогов

Московская судебная палата слушала дело секретаря мясной биржи коллежского асессора Иванова, обвинявшегося в растрате и подлогах. За время двухлетнего пребывания в должности он растратил 10 тысяч рублей, вверенных ему по службе, а для сокрытия растраты совершил 107 подлогов. Его признали виновным и приговорили к 1 году исправительных арестантских отделений (Ежедневная газета "Голос Москвы", № 6)

Двоеженцы

В этот же день палата при закрытых дверях слушала два дела – частного поверенного Коншина и крестьянина Спиридонова, которым было предъявлено обвинение в двоеженстве. Оба подсудимые признаны виновными и приговорены к исправительным арестантским отделениям на 2 и 3 года соответственно (Ежедневная газета "Голос Москвы" № 6)

9 января

Поджог тюрьмы

Вчера в 13 отделении окружного суда присяжными заседателями слушалось дело о поджоге столярной мастерской при исправительной сокольнической тюрьме. На скамье подсудимых три подростка – Митрофанов, Эрин и Кузьмин.

Содержась в этой тюрьме и работая в мастерской они решили поджечь ее и зажгли стоящие там чайные ящики. Мастерская сгорела дотла.

На суде подсудимые следующим образом объяснили свой поступок. Им не разрешали курить и они думали, что после пожара их переведут в тюрьму для взрослых, где они смогут курить безвозбранно. Присяжные оправдали из всех (Ежедневная газета "Голос Москвы", № 7)

Судебная палата приговорила к 2 неделям и 2 месяцам ареста соответственно прусского подданного П.Ф. Кламбека и подданного Российской империи М.С. Самцова за издание сборника статей противоправительственного характера (Ежедневная газета «Голос Москвы» № 7)

10 января

Публичная защита в уголовном процессе

Допустив участие защиты в уголовном суде наряду с прокуратурой, современное право относится все же далеко не одинаково к представителям обеих сторон. Интересы обвинения оно ближе воспринимает к сердцу и возводит в степень публичных интересов, охраняя их через посредство особых официальных органов прокуратуры.

Между тем современный уголовный процесс наряду с обличением действительно виновных, все резче и резче выставляет другую задачу – защиту невинных  и предотвращение печальных случаев судебных ошибок. Этот интерес не в меньшей степени может признаваться интересом публичным и претендовать на надлежащее признание ("Юридический вестник. Журнал Московского юридического общества",  январь 1913)

11 января

Бургомистр и ратманы ньюстадского магистрата приговорены петербургским окружным судом к 5-месячному тюремному заключению за противодействие закону о равноправии русских в Финляндии (Ежедневная газета "Голос Москвы", № 9)

12 января

Амнистия

Лицо, близко стоящее к министерству юстиции, сообщило нам, что амнистия к 300-летию Дома Романовых будет распространяться не только на уголовные, но и на политические преступления. Осужденные по статьям, которые не влекут за собой лишение прав, а только ограничивают политическую правоспособность по выборам в Государственную Думу и городские думы, будут полностью восстановлены в правах. Осужденным на каторжные работы или ссылку на поселение будет сокращен срок наказания. Отбывшие наказания в исправительных арестантских отделениях или тюрьмах будут избавлены от необходимости проживать под гласным надзором в определенной местности известный срок без права выезда в столицы (Ежедневная газета "Голос Москвы", № 10)

Во Владикавказе казнены два участника шайки Зелимхана. Приведен в исполнение приговор над туземцами Шехиевым и Калоевым, присужденным к повешению за участие в шайке Зелимхана и нападение на комиссию инженеров на Керкетском перевале (Ежедневная газета "Голос Москвы", № 10)

13 января

У дочери священника Елены Гривской провели обыск по подозрению в принадлежности к революционному сообществу. Охранное отделение нашло у нее типографский шрифт и верстак, в результате ее в административном порядке выслали в Сольвычегодск. Однако прокуратура узнала, что шрифт она похищала из типографии газеты "Новое время", где работала наборщицей, и возбудила против нее дело о краже. На суде она объяснила, что шрифт брала в типографии, чтобы обучить наборному искусству своих односельчан. Присяжные заседатели после нескольких минут совещания вынесли Гривской оправдательный вердикт, отметив, что признали ее невиновной единогласно. Председательствующий указал присяжным, что вопрос о числе голосов, поданных за оправдание, является тайной совещательной комнаты (Еженедельная юридическая газета "Право", Санкт-Петербург, 1913)

Подготовила Анна Шубина