Россия готовится вернуться в число мировых лидеров по экономическому развитию. Последний раз эту задачу удавалось реализовать с помощью индустриализации. Экономические исследования показывают, что тот же путь открыт для нашей страны и сегодня.

Это означает, что Россия снова избирает собственный, диаметрально отличный от западного, путь развития. Отныне мы вынуждены настраивать до совершенного автоматизма работу собственных законов, поскольку подходящего для заимствования зарубежного опыта с каждым месяцем будет оставаться все меньше.

Владимир Путин еще два года назад назвал спорным и преждевременным тезис о смерти индустриализации и вытеснении промышленности отраслями сферы услуг. По его словам, стране нужна новая индустриализация.

"Мы сейчас видим, что некоторые страны, которые увлеклись политикой деиндустриализации, пожинают тяжелые, горькие плоды. Вслед за производством от них уходят инжиниринговые центры, и мозги начинают "утекать" – а это создает условия для деградации", – отмечал Путин.

И вот уже четыре месяца прошло с тех пор, как был официально заявлен старт новой индустриализации. 28 декабря 2012 года премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил госпрограмму "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" со сроком действия на период до 2020 года.

Целью программы было объявлено создание конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности, способной к эффективному саморазвитию на основе интеграции в мировую технологическую среду и разработки передовых промышленных технологий.

За прошедший небольшой срок уже можно заметить явные признаки материализации этой программы. В разных регионах строятся предприятия с инновационной технологией производства. Симптоматично, что большая часть новых заводов ориентирована на высокотехнологическую продукцию, со сложным наукоемким производством. С появлением каждого такого нового предприятия остается все меньше оснований называть Россию сырьевым государством.

В то же время, прошедшие четыре месяца ярко выявили основную правовую преграду для полноценной реализации государственной программы развития промышленности. Даже эксперты не сумели предсказать, что камнем преткновения окажутся муниципальные власти – а в первую очередь, институт публичных слушаний.

Как только гражданское общество получило реальную силу воздействия на бизнес с помощью этого важного инструмента, выявилась его правовая неотрегулированность. Лакуны в нормативных документах предоставили возможность некоторым нечистоплотным чиновникам использовать публичные слушания в качестве средства личного обогащения.

Точкой бифуркации новой индустриализации стало столкновение потребностей промышленности с интересами экологов. Тонкость ситуации заключается в том, что правовое регулирование взаимоотношений промышленников и экологов законами предусматривается, в первую очередь, через общественные институты.

Поскольку среди граждан-активистов специалистов, разбирающихся хоть в одной из этих двух сложных тем, немного, высока угроза манипуляций общественным мнением. Обязанность предотвращения подобного воздействия материально заинтересованных лиц на активных граждан и поручена законом муниципальным властям.

Согласно ФЗ "Об охране окружающей среды" (пункт 2 статьи 13) при размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума. А в соответствии с ФЗ "Об экологической экспертизе" (пункт 1 статьи 9) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов относятся организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе.

Как обычно выглядят такого рода обсуждения рассказал "Московским новостям" депутат от фракции "Единая Россия" Михаил Москвин-Тарханов: "Половина всех обсуждений и протестов… являются своеобразной формой общественного рэкета. Появляется инициативная группа, которая говорит потенциальному застройщику: "За то, чтобы ты согласовал это и это, мы готовы поработать с местными жителями, чтобы они это поддержали"… Каждое второе публичное обсуждение – случай определённого влияния заинтересованных групп".

Особо стоит отметить роль социологических опросов. За последние пару лет они стали одним из самых популярных и эффективных орудий в руках мошенников. Эксперты зафиксировали такое большое количество подтасовок и фальсификаций в опросах, с помощью которых псевдоэкологи, неорейдеры, коррупционеры и шантажисты пытаются воздействовать на мнение общества и властей, что многие профессиональные социологи призывают вовсе ограничить применение такого опасного инструмента как соцопрос только для научных целей.

Описанную картину можно наблюдать по всей стране, хоть в Москве, хоть в Башкирии, хоть на Дальнем Востоке. Очевидно, что столь широкое распространение этого противоправного бизнеса было бы невозможно без попустительства или соучастия местных властей.

Неэффективная работа муниципальных властей крайне негативно влияет на развитие российской промышленности. Но еще хуже то, что недобросовестное исполнение ими своих обязанностей приводит к стремительному росту социального напряжения. Зачастую на пустом месте.

Проблема ведь не только в митингах, протестах, срыве сроков строительства, но и в падении уровня качества жизни населения. Людей вынуждают занижать самооценку, депрессивно воспринимать окружающую действительность, в результате чего они зачастую принимают необдуманные решения: от увольнений и отказов от перспективной работы в новом предприятии, до продажи квартиры и переезда.

Вместе с тем, бездействие муниципальных властей профанирует само существование гражданских институтов, в том числе – публичных слушаний. Без необходимой разъяснительной работы диалог общества с властями приобретает скандальный оттенок, что искусственно подрывает доверие к демократическим правовым процедурам как у властей и бизнеса, которые видят только истеричную реакцию граждан, так и у общества, сталкивающегося с бездействием местных властей.

Этот правовой цугцванг лаконично описал президент Башкортостана, который за последний месяц столкнулся сразу с двумя случаями вопиющей манипуляции общественным мнением жителей Уфы и Салавата во вред экономическому развитию страны и качеству жизни в этих городах.

Рустэм Хамитов отметил, что необходимо всегда вести разъяснительную работу с населением, ведь люди вполне грамотны и многое знают и понимают:

"Надо людям объяснять… какие будут сложности в строительстве, какие неудобства будут у людей. Вместо этого, зачастую просто через колено, что называется, ломают мнение людей, продавливают эти решения... Это пример такого не очень разумного подхода к работе с людьми", – сказал президент республики.

Таким образом, уже сегодня можно сказать, что одно из важнейших отличий новой индустриализации от своего прославленного предшественника будет состоять в отношении к людским ресурсам: внимании к мнению каждого простого человека. Совмещать развитие экономики с заботой об уровне жизни населения государство, судя по всему, планирует через повышение роли гражданско-правовых институтов. И в этом стратегическом плане узловую роль будет играть качество работы местных властей.

По мнению экспертов, для реализации поставленных задач в уставе муниципального образования должен быть четко урегулирован порядок назначения публичных слушаний, в том числе по инициативе населения.

Жители должны иметь право и реальную возможность инициировать проведение слушаний по тем проектам, которые представляются им значимыми, требующими широкого обсуждения. А муниципальные власти, очевидно, должны взять на себя обязательство проводить разъяснительную работу с населением.

Пока очевидно одно, без согласованного взаимодействия местных властей с проминвесторами в рамках действующих законов новая индустриализация так и останется эффектным проектом. Только умение муниципальных властей отделить научные факты и исследования от манипулятивных тезисов и фальшивых опросов может пойти на благо местным жителям, а также открыть для чиновников новую перспективу личного участия в реализации плана президента и премьер-министра по развитию страны, озвученного Дмитрием Медведевым:

"Мы вступили в ВТО, углубляем интеграцию в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, поэтому конкуренция за лидирующие позиции в мире, безусловно, будет усиливаться. Возникают новые секторы индустрии, меняется география производственных центров, цепочек поставок нашей продукции. Нам нужно рационально использовать потенциал собственного рынка, оптимизировать загрузку существующих мощностей и нарастить экспортные возможности, укреплять конкурентоспособность наших отечественных предприятий".