МОСКВА, 23 дек – РАПСИ, Мария Зуева. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге направил вопросы РФ по жалобам родственников двоих осужденных, умерших во время отбывания срока тюремного заключения, говорится в опубликованных судебных материалах.

Заявители по обоим делам пожаловались в ЕСПЧ, в частности, на неоказание, по их мнению, медпомощи их осужденным родственникам во время нахождения последних в тюрьме и отсутствие проведения тщательного расследования обстоятельств смерти.

Одна из жалоб, в частности, была подана в ЕСПЧ в апреле 2012 года родственниками Молди Лом-Алиевича Каимова, проживающими в настоящий момент в Чечне. Согласно судебным материалам, у Каимова в 2004 году обнаружили туберкулез, после чего ему назначили антибактериальное лечение. В 2008 году он был осужден Верховным судом Чечни за совершение уголовного преступления на 6,5 лет тюремного заключения, и в январе 2009 года его отправили в Татарстан для отбывания наказания.

Согласно судебным материалам, в июле 2010 года осужденный умер, а на следующий день власти выдали свидетельство о смерти, в котором не было указано ее причины. Двумя неделями позднее одной из заявительниц выдали медицинское свидетельство от начальника тюремной больницы, в котором было указано, что умершего положили в больницу, так как он жаловался, среди прочего, на лихорадку, головокружение, боль в груди, тяжелый кашель. Утверждалось, что у Каимова обнаружили проникающий туберкулез, и он получил интенсивное антибактериальное лечение.

Через несколько месяцев интенсивного лечения Каимов якобы перестал страдать открытой формой туберкулеза, однако, в октябре 2009 года его состояние начало ухудшаться и с диагнозом рецидива туберкулеза осужденного снова направили в тюремную больницу. Согласно судебным материалам, лечение начало приносить положительные результаты, однако после мая 2010 года Каимов якобы отказался от лечения, несмотря на предупреждения о негативных последствиях его отказа. В результате его состояние здоровья стремительно ухудшилось, говорится в судебных материалах.

Расследование обстоятельств смерти (по обращениям адвоката заявителей) неоднократно возобновлялось следствием, признавшим в итоге, среди прочего, что смерть Каимова является следствием его собственной беспечности (отказа продолжить лечение). В октябре 2011 года Верховный суд Татарстана окончательным решением отклонил жалобу одной из заявительниц, оспорившей выводы следствия, признав, что расследование было проведено тщательно и полностью.

ВС, в частности, подтвердил выводы расследования, указав, что осужденный отказался от лечения и не прислушался к рекомендациям медперсонала и родственников. Суд также признал, что заявительница была осведомлена о поведении осужденного и на тот момент не подала никаких жалоб по поводу качества лечения.

Заявители, в свою очередь, сославшись на информацию, полученную от сокамерника осужденного, утверждали, что Каимов не отказывался от лечения, а просто не получил его. В своей жалобе в ЕСПЧ, среди прочего, они ссылались на статью 2 (право на жизнь) Европейской конвенции по правам человека.