Заместитель председателя Верховного суда Республики Беларусь, председатель судебной коллегии по гражданским делам Андрей Алещенко ответил на вопросы РАПСИ на полях Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ).
- Андрей Валерьевич, я так понимаю, Вы с корабля на бал, учитывая, что в конце апреля состоялось совещание председателей Верховных судов государств-членов Шанхайской Организации Сотрудничества, в котором вы принимали участие. Какие вопросы в этом году стояли на повестке и какие из них Вы могли бы выделить?
- Отмечу, что Шанхайская Организация Сотрудничества для нашего государства — это площадка, которая всегда имела особое значение. И 4 июля 2024 года произошло важнейшее событие для Республики Беларусь в этом отношении, потому что наша страна стала полноправным членом сообщества. До этого она имела статус наблюдателя. Активно проводить мероприятия, участвовать в проведении мероприятий в рамках ШОС на постоянной системной основе мы начали с 2015 года.
Вопросы, которые рассматривались в апреле, были самые разнообразные, имели чисто практическую направленность. Так, затрагивались вопросы кибербезопасности, защиты прав несовершеннолетних, искусственного интеллекта, роли судебной власти в примиренческих процессах в обществе, снижения конфликтности, вопросы национальной безопасности государств-членов организации и другие важные вопросы.
По результатам проведения совещания председателей Верховных судов главы делегаций, руководители судебных систем подписали совместное заявление как раз по этим тематикам. Придя к единому пониманию подходов, которые надо претворять в жизнь по данным направлениям, было подписано совместное заявление. Его пронизывает так называемый «шанхайский дух», свойственный данной организации. Это, прежде всего, отношения, основанные на взаимоуважении, взаимопонимании различных государств, у которых разные правовые системы, политические режимы, различная культура, религия, история. Но всех объединяет «шанхайский дух», который проповедует взаимное уважение, взаимное принятие различных по своему роду правопорядков.
- В Ханчжоу Вы коснулись темы примирительного правосудия. Я так понимаю, этой теме уделяется большое внимание в Республике Беларусь. Институт мирового соглашения, медиация оказываются действительно настолько востребованными?
- В цивилистическом правосудии самых разных стран (и у нас это, пожалуй, выражено особенно) разрешение спора − важная задача гражданского судопроизводства. Но идея примирения сторон с целью сохранения мира, деловых, партнерских связей, семейных отношений, приобретает все большее значение.
Многие теоретики, представители доктрины, да и практики говорят о том, что на сегодняшний день достижение примирения – это, по сути, одна из главных задач судебного процесса, наряду с правильным разрешением дела по существу. Именно поэтому теме примирительного правосудия было уделено максимальное внимание. Внимание участников совещания было обращено на те формы примирения, которые существуют на сегодняшний день в Республике Беларусь и на те перспективы, которые нас ожидают, которые мы продвигаем на ближайшее будущее.
- Невозможно обойти стороной приближающееся знаменательное событие − вступление в силу с 1 января 2026 года Кодекса гражданского судопроизводства в Беларуси, который направлен на установление единого правового регулирования производства по гражданским и экономическим делам. Как в Кодексе регламентируются возможности примирения сторон?
- Сам по себе Кодекс гражданского судопроизводства, его принятие было задумано в Республике Беларусь еще в 2018 году, и со следующего года он вступит в силу.
Одной из идей было усиление примиренческого начала правосудия. Для этого мы соединили все наиболее ценное из Гражданского процессуального кодекса и Хозяйственного процессуального кодекса, которые действуют в нашей правовой системе. Более того, мы модернизировали и ввели новые примиренческие процедуры − и таким образом линейка возможностей, опций для сторон, для суда в значительной мере расширилась.
Я бы выделил тут два момента из таких серьезных новаций. Первое − мы фактически вводим партисипативную процедуру. Это урегулирование спора сторон при содействии их адвокатов, которое происходит по судебному делу, но без участия суда и в условиях максимальной конфиденциальности, сугубо между участниками процесса и их профессиональными представителями. И второй очень важный момент − это, конечно, еще не полноценное примирение, но такая форма взаимодействия участников процесса, как переговоры по делам, возникающим из публичных правоотношений.
В данном контексте стороны, а это граждане, организации с одной стороны, и представители госорганов с другой − таможня, налоговый орган, органы исполнительной власти − получают дополнительные возможности фактически по примирению. Это такой осторожный шаг. Это не мировое соглашение в полном смысле, но это очень серьезный этап реформирования института примирения и движения его вперед, его модернизации. Вот эти два аспекта, которые отражены в кодексе, я бы отметил, наверное, как приоритетные.
- Кодексом предусмотрена возможность обратиться в суд в электронном формате. Как это будет происходить на практике?
- Это право является, по сути, элементом процесса цифровизации − глобальной цифровизации, которая охватывает и судебную систему, и другие ветви государственной власти. Таково веление времени, от этого никуда не деться. Более того, эта опция, возможность обращения в электронном виде − это то, что опять-таки расширяет возможности граждан, организаций, обеспечивает право на судебную защиту. По экономическим делам предприниматели и юрлица уже имеют такую возможность − в соответствии с Хозяйственным процессуальным кодексом. Со вступлением нового Кодекса в силу уже все субъекты права получат такую возможность.
Техническая сторона, пожалуй, имеет второстепенное значение. Отмечу лишь, что такое обращение будет доступно благодаря сервисам интернет-портала судов общей юрисдикции. И очень важный момент: для обращения истцу, заявителю и иному участнику процесса необходимо будет иметь электронную цифровую подпись. В целом, такой порядок укрепит процессуальные гарантии прав граждан.
- Вы упомянули о цифровизации − она наступает повсеместно. Электронные технологии внедряются в работу судебных органов. В Кодексе гражданского судопроизводства, в частности, прописано применение электронных доказательств. Как на эти инновации реагирует судейское сообщество?
- Судейское сообщество пребывает на данном этапе в стадии серьезной готовности к введению нового Кодекса, в том числе и к нововведениям относительно электронных доказательств. Должен заметить, что положительное впечатление и высокие оценки данная инновация вызвала не только у судей, которые, безусловно, готовы работать в новых условиях, но и у юридического сообщества в целом. Да и у населения Республики Беларусь, учитывая, что перед внесением Кодекса в парламент проводилось публичное рассмотрение этого проекта.
Согласитесь, сейчас мало у кого нет либо мобильного телефона, либо компьютера, либо ноутбука или планшета, мало кто не подключен к интернету. Да, может быть, не у всех есть ЭЦП (электронная цифровая подпись – прим. ред.), но участие в судебных процессах, процедурах, которые предполагают цифровизацию, уже доступно большей части населения.
Само нововведение по учреждению института электронных доказательств современное, продвинутое, и оно необходимо, потому что такого рода доказательства, хотим мы того или нет, появляются в жизни. Для их исследования, представления, хранения, последующего возвращения лицам, участвующим в деле, нужны специальные процессуальные правила, которые отличаются от тех, которые есть в действующих кодексах. В этой связи и возникла необходимость регламентации и этого института.
- В рамках союзного государства продолжается работа по формированию единого правового поля, и с этой целью было разработано соглашение о порядке взаимного исполнения постановлений судов Российской Федерации и Республики Беларусь. Данное соглашение буквально на днях прошло первое чтение в нижней палате парламента Беларуси. Что это означает для граждан и бизнеса обеих стран? Как этот механизм будет опять же работать на практике?
- Претворение в жизнь решения по заключению и ратификации такого соглашения находится в русле тех интеграционных карт, которые подписали главы наших государств и правительств. Это максимально возможное расширение для граждан Союзного государства (я так широко скажу, института гражданства у Союзного государства пока нет) возможностей по защите своих интересов наиболее эффективным и наиболее простым способом. По отдельным категориям дел у нас уже существуют соглашения, международные акты, которые предусматривают упрощенный порядок исполнения соответствующих судебных решений. Например, это касается вопросов взыскания алиментов, исполнения решений экономических судов Беларуси на территории России и арбитражных судов России на территории Беларуси.
Существующий порядок в отношении судебных актов экономических судов Беларуси и арбитражных судов России не предусматривает процедуры экзекватуры, то есть судебного разрешения исполнения на территории государства решений суда иностранного государства. Аналогичным способом предпринята попытка облегчить порядок исполнения и по денежным обязательствам.
Соглашение о порядке взаимного исполнения постановлений судов Российской Федерации и Республики Беларусь предусматривает упрощенные механизмы взаимного исполнения судебных решений о взыскании денежных сумм, без обращения в суд. Кроме элементов и решений судов экономической компетенции, потому что по ним есть соответствующие международные договоры. Судебная защита при этом сохраняется.
Например, должник, который не согласен с возбуждением дела, вправе обжаловать в суде решение соответствующего органа принудительного исполнения, оспаривая уже конкретные действия судебного исполнителя, судебного пристава. Таким образом, регулирование сферы правоотношений отвечает интересам наших граждан.
- Андрей Валерьевич, поскольку мы сейчас беседуем в Открытой студии РАПСИ в дни работы Петербургского международного юридического форума, не могу не спросить о том, какие темы, поднимаемые на форуме, представляют для вас особый интерес.
- Для Верховного суда Республики Беларусь как высшей судебной инстанции интерес представляют темы, которые, как говорится, сейчас находятся в топе. Это, прежде всего, вопросы цифровизации, вопросы улучшения, повышения качества судопроизводства, ответы на острые вызовы современности, которые жизнь ставит перед судебными системами наших государств.
Это вопросы развития законодательства, улучшения качества рассмотрения споров − общегражданских, коммерческих. Соответствующих секций, панелей на этом грандиозном, серьезном мероприятии высокого уровня предостаточно.
Беседовал Владимир Ядута