МОСКВА, 15 янв — РАПСИ. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) постановил, что права гражданина Молдовы, получившего условный срок за публичную акцию против якобы имеющей место коррупции в прокуратуре страны с использованием обсценных материалов, были нарушены.
Заявитель утверждал, что, применив к нему уголовные санкции, власти Молдовы попрали его право на свободу выражения мнения, гарантированное статьей 10 Европейской конвенции о защите прав человека (Конвенции).
В свою очередь, национальные власти настаивали, что действия протестующего были аморальными, а степень непристойности и оскорбительного характера использованных им материалов превышала допустимые пределы критики в демократическом обществе. Кроме того, согласно решению суда, обвинения заявителя в адрес сотрудников прокуратуры не подтверждались фактами и нарушали принцип презумпции невиновности, не подпадая, соответственно, под действие положений статьи 10 Конвенции.
Вынося приговор, суд также принял во внимание то обстоятельство, что ранее заявитель уже неоднократно подвергался административным взысканиям за свои действия, и отсроченное тюремное заключение на срок в два года, по его мнению, было необходимой мерой, поскольку более мягкие формы наказания в отношении мужчины оказались неэффективными.
Рассмотрев аргументы сторон и с учетом своих постановлений по делам о политических протестах в оскорбительной форме, ЕСПЧ указал, что свобода выражения мнений включает не только положительно воспринимаемые и приемлемые действия, но и оскорбительные, шокирующие или раздражающие власти, что отвечает требованиям плюрализма, толерантности и широты взглядов.
Соответственно, Страсбургский суд пришел к выводу, что назначенное заявителю наказание в виде условного тюремного заключения было явно непропорциональным, даже несмотря на стремление национальных судов найти баланс между интересами протестующего и других лиц, и не отвечало критерию необходимости в демократическом обществе.
Тем не менее ЕСПЧ счел, что признание факта нарушения является достаточной компенсацией заявителю, требовавшему возмещения вреда в размере 6 тысяч евро, и постановил оплатить лишь его судебные расходы на сумму в 2 тысячи евро.