МОСКВА, 31 янв — РАПСИ. В ходе разбирательства по инициированному Украиной делу о якобы нарушении Россией положений Конвенции о геноциде, Международный суд ООН установил сроки подачи мнения РФ по возражениям Украины на 22 сентября 2025 года.

Соответственно, мнение Украины должно быть представлено до 20 мая 2025 года.

Российская Федерация передала Суду ООН свой контрмеморандум по вопросу нарушения Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него еще 18 ноября 2024 года, позднее Украина выступила против приемлемости встречных заявлений.

«В соответствии с пунктом 3 статьи 80 Регламента Суда, Суд предложил Украине и Российской Федерации представить свои мнения по этому вопросу до 20 мая 2025 года и 22 сентября 2025 года соответственно. Затем Суд должен будет решить, приемлемы ли встречные заявления», — указывается в документе, размещенном на официальном сайте Суда ООН.

Суд ООН напомнил, что слушания были открыты по заявлению Украины от 26 февраля 2022 года в отношении «спора... относительно толкования, применения и выполнения Конвенции 1948 года о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (далее — «Конвенция о геноциде»).

Украина утверждала, в частности, что со стороны России была представлена ложная информация об актах геноцида «в Луганской и Донецкой областях Украины, и на этом основании [РФ — прим. ред.] признала так называемые «Донецкую Народную Республику» и «Луганскую Народную Республику», а затем объявила и осуществила «специальную военную операцию» против Украины», — цитируется заявление украинской стороны в документе.

В то же время, Украина «категорически отрицает», что такие акты геноцида имели место, и заявляет, что она подала заявление «для установления того, что у России нет законных оснований для принятия мер на Украине и против Украины с целью предотвращения и наказания любого предполагаемого [акта — прим. ред.] геноцида».

Суд также 16 марта 2022 года ввел определенные временные меры по ходатайству Украины, поданному вместе с заявлением, указывается в сообщении Суда ООН.

Российская Федерация выдвинула предварительные возражения относительно юрисдикции Суда и приемлемости заявления Украины 3 октября 2022 года, соответственно, на основе пункта 3 статьи 79bis Регламента Суда, разбирательство по существу было приостановлено.

Постановлением от 7 октября 2022 года Суд установил 3 февраля 2023 года в качестве конечной даты срока, в течение которого Украина может представить письменное заявление своих замечаний и представлений относительно предварительных возражений, выдвинутых Российской Федерацией, что и было выполнено украинской стороной.

«В период с 21 июля 2022 года по 15 декабря 2022 года 33 государства подали заявления о вмешательстве в дело в соответствии с пунктом 2 статьи 63 Статута Суда. Постановлением от 5 июня 2023 года Суд постановил, что заявления, поданные 32 государствами, являются приемлемыми на стадии предварительных возражений разбирательства», — отметил Суд ООН.

Как ранее уже сообщало РАПСИ, в ноябре 2024 года Российская Федерация передала Международному Суду ООН данные о геноциде, организованном Украиной в Донбассе, по делу, инициированному самой Украиной в 2022 году, когда она попыталась обвинить Россию в «злоупотреблении» Конвенцией о геноциде, а также завершить специальную военную операцию.

«Планы Киева провалились — Международный Суд ООН в феврале с.г. [2024 — прим. ред.] уже на промежуточной стадии дела отверг все обвинения, касавшиеся якобы нарушения Россией Конвенции о геноциде. В результате на рассмотрении остался только вопрос о наличии доказательств совершения самой Украиной геноцида», — отмечал тогда российский МИД.

Контрмеморандум российской стороны представляет собой обширный пакет документов, включающий 522 страницы основного текста и более десяти тысяч страниц приложений, содержание которых до момента завершения дела остаются конфиденциальными, однако речь в них идет о более чем 140 эпизодах «целенаправленного уничтожения мирного населения Донбасса», подкрепленных показаниями свидетелей и потерпевших, экспертами и иными материалами уголовных расследований.

Наряду с вышеуказанным, собранные документы свидетельствуют о неонацистском характере режима, действующего на Украине, который идеологически опирается на украинский национализм и германский фашизм.

Материалы контрмеморандума также наглядно демонстрируют ведение киевскими властями «широкомасштабной дискриминации по этническому и языковому признаку в отношении русских и русскоязычных, стремления режима полностью стереть русский язык и русскую культуру».

Специальные экспертные доклады, входящие в состав документа, отражают исторические, этнологические, лингвистические, юридические и военные аспекты причин и хода конфликта, выразившегося в неприятии имеющим тесные связи с Россией населением Донбасса неонацистского и русофобского режима на Украине, что привело к организации так называемой «антитеррористической операции» Киева.

«Ложность этого предлога и фальшь утверждений о «донбасском терроризме» были ранее вскрыты Международным Судом ООН в решении по другому российско-украинскому делу — в рамках Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма», — указывало тогда в своем сообщении внешнеполитическое ведомство РФ.

«Россия продолжит прилагать все усилия, чтобы преступный киевский режим был привлечен к международной ответственности за совершенные им зверства против народа Донбасса», — подчеркивал МИД России.