Конституционный суд (КС) РФ признал соответствующими Конституции положения закона «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» в части, касающейся вносимых в Конституцию поправок и общероссийского голосования. Заключение КС РФ составлено по запросу Президента РФ и опубликовано на официальном портале суда, документ составляет 50 страниц.


Сроки президентства

Решение вопроса о предельном числе сроков полномочий Президента обусловлено балансом конституционных ценностей. Принцип демократического правового государства предполагает, хотя и не предопределяет ограничения сроков. Принцип народовластия — возможность избрания народом на свободных выборах подходящего главу государства. Баланс ищет конституционный законодатель, в том числе с учетом конкретно-исторических факторов, включая риски и вызовы.

Вопрос о числе сроков, в течение которых одно лицо может занимать должность Президента, может быть решен по-разному. В том числе и так, как в «законе о поправке». В главах 1, 2 и 9 Конституции не имеется положений, которые могли бы опровергнуть возможность реализации предлагаемых поправок. Базовые конституционные характеристики государства от этого пострадать не должны. В Конституции это гарантировано развитым парламентаризмом, реальной многопартийностью, наличием политической конкуренции, эффективной моделью разделения властей, снабженной системой сдержек и противовесов и обеспечением прав и свобод правосудием. Перечисленные гарантии «законом о поправке» сохраняются или же укрепляются.

Поскольку изменения в Конституции РФ должны быть поддержаны голосованием россиян, возможность занимать должность Президента больше двух сроков подряд возникнет только при поддержке народа. Это придает решению дополнительную конституционную легитимность. И в любом случае глава государства при избрании на новый срок должен будет получить поддержку граждан на конкурентных выборах.

Определение 1998 года про «сроки Ельцина» к рассматриваемой проблеме отношения фактически не имеет. Тогда статья 81 не менялась, и ситуация оценивалась с точки зрения четко установленного ограничения. На основы конституционного строя Конституционный Суд в 1998 году не опирался — опирался только на очевидные и бесспорные факты.

О механизме внесения поправок

Общероссийское голосование не подменяет процедуру, предусмотренную Конституцией. Эта процедура пройдена, но законодатель, который вправе устанавливать особенности вступления конкретного закона в силу, решил, что финальную точку должен поставить народ.

Общероссийское голосование усиливает конституционную законность вносимых поправок. Оно отвечает принципу народовластия, составляющему одну из важнейших основ конституционного строя, является конституционно оправданным. То, что это особый институт (не референдум) — тоже правомерно. Речь идет о внесении поправок, а не о принятии нового Основного закона.

Публичная власть

Новые положения о запрете на отчуждение части территорий РФ; об исторически сложившемся государственном единстве страны, о почитании памяти защитников Отчества, защите исторической правды; о русском языке как языке государствообразующего народа; о признании культуры уникальным народным наследием; о принятии мер по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, недопущению вмешательства во внутренние дела государства носят неполитический, надпартийный и внеконфессиональный характер. Они не могут расцениваться и применяться как устанавливающие государственную или обязательную идеологию. Они не изменяют принципы плюралистической демократии и светского характера Российского государства, не вводят какие-либо ограничения прав и свобод человека и гражданина, недопустимых с точки зрения положений глав 1 и 2 Конституции.

Статус РФ как правопреемника Союза ССР составляет неотъемлемую характеристику ее суверенитета.

Указание на веру в Бога не вводит обязательность религиозных убеждений, а подчеркивает необходимость их учета в госполитике.

Положение о языке основано на объективном признании роли русского народа в образовании российской государственности, не дискриминирует и не обижает другие народы.

Создание федеральных территорий не предполагает придания им статуса субъектов РФ и изменения федеративного состава страны.

Дополнение и уточнение перечня предметов совместного ведения Российской Федерации и её субъектов отвечают принципам федерализма.

Институты брака как союза мужчины и женщины, семьи, материнства, отцовства и детства обеспечивают непрерывную смену поколений, выступают условием сохранения и развития многонационального народа РФ. Государство не обязано признавать семьями отношения лиц одного пола. Это не означает их дискриминацию

Укрепление социального государства

Гарантированная ежегодная индексация пенсий, пособий и выплат, взаимосвязь МРОТа с прожиточным минимумом, социальная поддержка граждан ориентированы на повышение благосостояния граждан и закрепляют функции социального государства.

Функции органов государственной власти

Предлагаемые поправки соответствует принципу разделения властей и другим основам конституционного строя. Внесенные изменения согласуются с принципами народовластия и федеративного устройства. Конституционный законодатель вправе устанавливать разные варианты регулирования деятельности органов государственной власти. Единственное требование – выбранный вариант должен соответствовать базовым положениям Конституции. Дефектов здесь не обнаружено.

Наделение Совета Федерации и Президента РФ правом прекращать полномочия судей в связи с компрометирующими обстоятельствами допустимо и не предполагает немотивированности этой процедуры.Подробно все должен установить федеральный конституционный закон.

Компетенция КС по рассмотрению жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан уточнена условием исчерпания всех других внутригосударственных средств защиты. Это требование будет способствовать более полной реализации прав граждан на судебную защиту, а также предупредит риск рассогласования единой судебной системы РФ.

Конституционный Суд РФ наделен правом разрешать вопрос о возможности исполнения противоречащих Конституции решений межгосударственных органов и судов. Данный исключительный резервный механизм предназначен для выработки компромиссного и взаимоприемлемого варианта исполнения такого решения Российской Федерацией при неизменном обеспечении высшей юридической силы её Конституции. Такая функция призвана защитить государственный суверенитет, независимость и самостоятельность РФ, что не предполагает ее отказ от соблюдения самих международных договоров и выполнения международных обязательств.

Для высших должностных лиц РФ, депутатов, сенаторов, членовправительства, глав субъектов РФ, судей установлены дополнительные требования к гражданству и запрет хранить средства в иностранных банках.Они направлены на защиту суверенитета Российской Федерации, а в части возрастного ценза обусловлены необходимостью наличия у претендента на соответствующую должность определенного жизненного опыта. Эти специальные условия обеспечивают выполнение гражданами наиболее значимых публичных функций. Гражданин РФ вправе отказаться от гражданства иностранного государства, вида на жительство и закрыть счет в иностранном банке, чтобы снять препятствие для занятия соответствующих публичных должностей.

Местное самоуправление

В единую систему публичной власти введены органы местного самоуправления. Это не отрицает их самостоятельности, не означает их прямого формирования органами государственной власти, а способствует конструктивному взаимодействию для наиболее эффективного решения общих задач во благо проживающих на соответствующей территории граждан.

Почему КС принял запрос Президента

Данная обязанность КС РФ закреплена вступившей в силу частью «закона о поправке» после одобрения его органами законодательной власти субъектов РФ. Изменения глав 3–8 Конституции не должны противоречить положениям ее глав 1, 2 и 9 как по содержанию, так и по порядку принятия.Данный вопрос носит конституционный характер, а потому подлежит разрешению именно в порядке конституционного судопроизводства.

Оценивая все положения подряд, наиболее подробно КС изложил свою позицию по самым общественно значимым и активно дискутировавшимся в публичном пространстве поправкам.