Редакция Российского агентства правовой и судебной информации (РАПСИ) продолжает масштабное исследование "телефонной открытости" судов отечественной арбитражной системы - на этот раз был составлен соответствующий рейтинг федеральных арбитражных судов.
Итоги первого этапа, который был завершен 23 марта 2011 года, были отражены в предыдущем рейтинге "телефонной открытости" арбитражных судов субъектов РФ. Второй этап исследования завершился публикацией рейтинга "телефонной открытости" арбитражных апелляционных судов, который был опубликован 13 апреля 2011 года. Новый рейтинг составлен по той же методологии, что и два предыдущих.
Сначала были определены телефоны справочных служб каждого из судов. Источниками информации для этого явились официальные сайты судов.
Затем с официальных сайтов судов были собраны данные об официальном времени работы судов. Так как звонки в суды осуществлялись из Москвы, данные были скорректированы с учетом часового пояса, в котором находится каждый из судов.
"Обзвон" судов до получения первого результата состоял из трех этапов: утро (30 минут после начала работы), обед (за 20 минут до перерыва на обед), вечер (за 30 минут до конца рабочего дня). Время, затраченное оператором РАПСИ, на достижение результата с момента первого телефонного гудка и отражено в настоящем рейтинге. Чем быстрее в суде брали трубку, тем выше его позиция в рейтинге. Три этапа "обзвона" были введены, чтобы исключить случайность в выводах, а также для случаев, когда телефон суда оказывался занят. Если результат был получен, и трубку в суде снимали, то более звонков в этот суд оператором не производилось.
Длительность ожидания ответа на звонок составляла 30 секунд. В случае превышения этого временного интервала суд штрафовался на 20 секунд. Эти 20 секунд плюсовались к времени, затраченному оператором на дозвон до суда при следующем звонке. Штраф в 20 секунд вместо 30 введен намеренно, чтобы сделать условия исследования максимально лояльными для объектов исследования.
Если линия была занята, то штраф не начислялся, и время в таблице было указано по времени следующего этапа "обзвона". При этом если все три раза наш оператор попадал на занятую линию, то суд занимал нижние позиции в рейтинге, так как до него фактически невозможно дозвониться и занятость линии в данном случае нельзя считать случайным фактором.
На 20 секунд были оштрафованы 20% от общего числа ФАС округов: Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (ФАС ВСО) и Федеральный Арбитражный суд Поволжского округа (ФАС ПО).
В числе аутсайдеров рейтинга, не получив, впрочем, штрафных баллов, оказался и Федеральный Арбитражный суд Московского округа (ФАС МО), дозвон до которого занял 29,8 секунд. С учетом того, что в нижестоящие по отношению к ФАС МО суды дозвониться также крайне затруднительно, о чем свидетельствуют предыдущие рейтинги серии, можно сделать вывод, что все арбитражные суды Московского арбитражного округа закрыты для звонящих.
Лидером рейтинга стал Федеральный Арбитражный суд Центрального округа (ФАС ЦО), куда удалось дозвониться за 2,26 секунды. По этому показателю он опережает лидера рейтинга арбитражных апелляционных судов - Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с показателем в 2,44 секунды, но отстает от лидера рейтинга арбитражных судов субъектов РФ- Арбитражного суда Кабардино-Балкарской республики, который имеет лучший показатель – всего 0,94 секунды.
Среднее время дозвона до арбитражного апелляционного суда составило 14,7 секунды, что медленнее, чем 10,6 секунды, которые в среднем требуются для того, чтобы дозвониться в арбитражный апелляционный суд и 11,3 секунды, которые в среднем требуются для того, чтобы дозвониться в арбитражный суд субъекта РФ. Дозвониться в ФАС округов в целом сложнее, чем в арбитражные апелляционные суды и в арбитражные суды субъектов РФ.
60% федеральных арбитражных судов округов показали результат выше среднего, что говорит о том, что аутсайдеры рейтинга ощутимо отстают не только от его лидеров, но и от условного среднестатистического ФАС округа.