САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 3 мар - РАПСИ, Михаил Телехов. Срок пребывания в СИЗО осужденных к лишению свободы, оставленных или переведенных из колонии для участия в следственных действиях или в новом судебном разбирательстве, не засчитывается им по аналогии со сроком отбывания ареста, когда день в СИЗО исчисляется, как полтора дня в исправительном или два дня в воспитательном учреждениях, говорится в Определении Конституционного суда РФ, опубликованном на его официальном сайте.

В зачете отказано

Своим решением КС РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы Виктора Григорьева осужденного к лишению свободы в колонии общего режима, который ставил под сомнение конституционность части 3.1 статьи 72 Уголовного кодекса (УК) РФ "Исчисление сроков наказаний и зачет наказания".

Как следует из материалов дела, после того, как Григорьев был приговорен к лишению свободы в колонии общего режима, было принято решение оставить его в СИЗО для участия в рассмотрении другого уголовного дела в качестве обвиняемого. Григорьев просил зачесть ему в срок наказания время содержания в СИЗО, которое он провел там после вступления приговора в законную силу —день в СИЗО за полтора для в колонии. Но ему было отказано. Заявитель посчитал, что это нарушило его конституционные права.

День в СИЗО  как полтора в колонии

КС РФ, сославшись на ранее вынесенные определения, отметил, что в основе зачета в срок наказания периода, в течение которого лицо подвергается изоляции от общества, лежит сопоставление характера применяемых при этом уголовно-правовых или уголовно-процессуальных ограничений. В частности, один день содержания под стражей засчитывается за один день отбывания наказания в тюрьме либо исправительной колонии строгого или особого режима, за полтора дня отбывания наказания в воспитательной колонии либо исправительной колонии общего режима и за два дня отбывания наказания в колонии-поселении.

По мнению КС РФ, сам факт оставления осужденных к лишению свободы в следственном изоляторе либо их перевода в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы для участия в следственных действиях или в судебном разбирательстве не меняет и не может менять основания и условия исполнения наказания, определенные вступившим в законную силу приговором суда, и обусловленное приговором правовое положения лица как осужденного.

Если можно свидания, зачет неприменим

"Такие лица сохраняют свой статус осужденных к лишению свободы с присущими этому статусу и предусмотренными уголовно-исполнительным законодательством правами и обязанностями", — говорится в определении КС РФ.

Далее КС РФ ссылается на свое Постановление от 28 декабря 2020 года №50-П, где сказано, что в случаях привлечения осужденных к лишению свободы к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве они содержатся в следственном изоляторе на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда. Правда, в том случае речь шла о праве осужденных к лишению свободы, но оставленных в СИЗО, на такие же длительные свидания, которые разрешены в колониях.

Тем не менее, продолжив логику этой позиции, КС РФ решил, что период отбывания части наказания в СИЗО входит в отбываемый осужденным срок лишения свободы и не предполагает применения к нему меры уголовно-процессуального пресечения в виде заключения под стражу, а значит, к нему неприменимы и нормы зачета наказания.