САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 7 дек — РАПСИ, Михаил Телехов. Отсутствие регулярных банковских операций на счету некоммерческой организации (НКО) не является достаточным основанием для исключения ее из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), поскольку коммерция не относится к уставной деятельности НКО, говорится в новом Постановлении Конституционного суда (КС) РФ, опубликованном на его официальном сайте.

Как сообщает пресс-служба КС РФ, этим решением суд запретил ликвидировать гаражные кооперативы за отсутствие операций по банковскому счету.

Таким образом, взаимосвязанные положения статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" признаны не соответствующими Конституции РФ.

"В той мере, в какой — по смыслу, придаваемому им судебным толкованием, в том числе в решениях по конкретному делу, — при их применении к признанию гаражного (гаражно-строительного) кооператива фактически недействующим и к его исключению из ЕГРЮЛ на основании одной лишь констатации таких формальных признаков, как отсутствие операций по банковскому счету и непредставление отчетности, данные нормы не позволяют учесть специфику этого вида юридического лица как объединения граждан, специально предназначенного для обеспечения им возможности использовать имущество в личных целях, как правило, без активного участия в гражданском обороте, без осуществления приносящей доход деятельности и без профессионального управления организацией", — поясняет в своем постановлении КС РФ.

Порядок исключения соблюден

Согласно оспариваемым нормам, юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев не представляло в налоговую инспекцию документы отчетности и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность и может быть исключено из ЕГРЮЛ.

Конституционность приведенных норм поставил под сомнение житель Москвы Владимир Тринько — член гаражно-строительного кооператива (ГСК) "АВТОКОМП-1", признанного налоговой инспекцией фактически прекратившим свою деятельность.

Как следует из материалов дела, в ноябре 2017 года инспекция исключила кооператив из ЕГРЮЛ. При этом члены ГСК продолжали пользоваться гаражами, уплачивали членские взносы, которые шли на оплату электроэнергии и иные расходы. Одновременно Тринько оспаривал ликвидацию ГСК и в налоговой службе, и в арбитражных судах, но везде получал отказы.

"Суды указали, что регистрирующим органом соблюден порядок исключения юридического лица из реестра, а заявитель не воспользовался своим правом и не заявил в установленный законом срок возражения касательно предстоящего исключения кооператива из Единого государственного реестра юридических лиц", — писал в своей жалобе в КС РФ Тринько. В ней он также подчеркнул, что нормы, позволяющие признать НКО прекратившей свою деятельность на основании формальных признаков ведут к лишению организации и ее членов имущества (гаражей и обслуживающей их инфраструктуры), чем ущемляются конституционные права.

Недостижимо для рядовых граждан

Как отметил КС РФ, упрощенный внесудебный порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ направлен на обеспечение стабильности гражданского оборота, но он рассчитан главным образом на коммерческие организации, и именно для них проведение операций по банковскому счету является определяющим признаком, подтверждающим действие организации.

"Для любой некоммерческой организации, а значит, и для гаражного кооператива регулярные банковские операции не являются непременным проявлением его уставной деятельности, и потому неосуществление в течение последних двенадцати месяцев операций по одному банковскому счету не может расцениваться в качестве неопровержимого доказательства прекращения его деятельности. Соответственно, и непредставление за это время документов налоговой отчетности хотя и может свидетельствовать о нарушениях закона и служить основанием для привлечения кооператива к налоговой ответственности, но не должно быть признано достаточным для исключения его из ЕГРЮЛ", — говорится в постановлении КС РФ.

Также КС РФ отметил еще один момент, а именно то, что у уполномоченных органов отсутствует обязанность информировать юридическое лицо о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ. Предполагается, что члены ГСК должны сами отслеживать информацию о представлении отчетности, об осуществлении банковских операций: то есть регулярно брать выписки из ЕГРЮЛ либо посещать сайты "Вестника государственной регистрации" и Федеральной налоговой службы для поиска публикаций о предстоящем прекращении деятельности организации, чтобы обжаловать соответствующие решения.

"Однако подобное поведение затруднительно и часто недостижимо для рядовых граждан. Тем самым на сегодняшний день отсутствует доступный для членов гаражного кооператива, эффективный и необременительный механизм получения сведений о предстоящем его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц", — пишет КС РФ.

Утрата права собственности

По его мнению, главным негативным последствием прекращения деятельности ГСК является утрата права на земельный участок, что в дальнейшем может привести к сносу гаражей членов кооператива, при этом создание нового кооператива взамен ликвидированного не гарантирует восстановления утраченного права на земельный участок и возможности пользования гаражами.

Поэтому КС РФ обязал федерального законодателя внести изменения в действующее правовое регулирование, в том числе определить механизм информирования НКО и лица, имеющего право действовать без доверенности от его имени, о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ и о возможности направить в налоговую инспекцию возражения при продолжении осуществления кооперативом уставной деятельности. 

"Впредь до вступления в силу указанных изменений судам следует применять указанные положения с учетом правовых позиций содержащихся в настоящем Постановлении", — указал КС РФ.