МОСКВА, 4 окт - РАПСИ, Мария Петрова. Участники форума корпоративных юристов, проходящего 3-4 октября в РИА Новости, в четверг обсудили проблемы взаимоотношений кредитора и заемщика, а также институт медиации.

Модератор семинара "Банковское право" партнер "ЮСТ" Артур Рохлин задался вопросом, что необходимо поменять в законодательстве для улучшения эффективности деятельности банков и сбалансированности интересов всех участников банковских отношений. "Ведь нам очень важно добиться того, чтобы новое законодательство было сбалансировано", - сказал он.

Руководитель службы по возврату долгов и правовой защите, руководитель юридического департамента банка "Дельтакредит" Игорь Шкляр высказал мнение, что в сфере розничного кредитования происходит усиление государственной поддержки незащищенного слоя населения.

"В розничном кредитовании проблематика заключается в том, что нет понятной и четкой стратегии, как будут развиваться эти отношения и как государство хочет влиять на них. Все пытаются решить проблемы принятием нового Гражданского кодекса, а последующие специальные законы уже менять в будущем, что, на мой взгляд, является отсутствием единой стратегии развития законодательства", - сказал он.

Директор правового департамента "Сбербанка" Игорь Кондрашов отметил, что всегда необходимо исходить из того, что обе стороны процесса кредитования действуют разумно и добросовестно. "Мы стараемся до своих клиентов доводить максимально все условия договора. Заемщики заведомо всегда слабая сторона. Но гражданин, если решил воспользоваться банковскими услугами, то он должен понимать для себя последствия", - пояснил Кондрашов.

Рохлин отметил, что в кредитных отношениях кредитор является сильной стороной на стадии достижения договоренности. "А на стадии, когда деньги отданы и когда кредитор начинает бегать за своим должником, сильной стороной он уже перестает быть", - высказала свою точку зрения модератор.

Кондрашов добавил, что система судебных приставов в России пока еще не очень хорошо развита и вопросы взыскания задолженности являются действительно серьезной проблемой. "Хотя у нас в банке задолженность физических лиц составляет 2,5-3%. На самом деле, большинство людей действуют добросовестно, возвращают деньги", - сказал он.

Партнер юридической группы "Яковлев и Партнеры" Игорь Дубов считает, что условия кредитного договора должны быть понятными и доступными. "Следует совершенствовать судебные процедуры. Ведь в споре, вытекающем из кредитного договора нет спора о праве. Деньги даны, и деньги должны быть возвращены", - отметил Дубов.

Досудебные процедуры решения споров

Модератор Рохлин высказал мнение, что существующие процессуальные правила не всегда позволяют банкам эффективно защитить свои интересы. "В связи с этим у меня возник вопрос, существуют ли на практике альтернативные судебным процедурам медиаторские учреждения, третейские суды", - спросил он участников форума.

Кондрашов привел статистику, в которой указал, что степень доверия к российской судебной системе не очень высока. "30% респондентов не доверяют судебной системе. И крупный и средний бизнес старается вести свои судебные споры далеко от российской судебной системы. Это опять подтверждает недоверие к нашей судебной системе", - отметил представитель "Сбербанка".

Кондрашов добавил, что их банк последний год пытается привязать их клиентов, физических лиц к третейским судам в РФ. "И динамика положительная, на наш взгляд. Мы надеемся, что это станет альтернативой, необходимо развивать эти процедуры", - сказал он.

"Закон о медиации очень прост и понятен. Но кто будет использовать этот закон? Какой должен быть портрет медиатора? Какие последствия использования данного закона последуют и даже криминальные?", - задал вопросы в рамках этой тематики Шкляр.

Он добавил, что закон о медиации "в банковскую систему пока не пришел".

Форум корпоративных юристов в четверг завершает свою работу.