МОСКВА, 13 апр - РАПСИ. Управляющие партнеры двух российских юридических фирм рассказали о тенденциях развития отечественного рынка юруслуг и влиянии экономического кризиса на их деятельность.

Управляющий партнер Группы правовых компаний «Интеллект-С» Евгений Шестаков считает, что «кризис когда-нибудь закончится, поэтому главная задача всех руководителей юридических фирм – сохранить квалифицированный персонал и возместить доход своих сотрудников и партнёров, выпадающий из-за внешних факторов». «Для этого необходимо умерить свои аппетиты, сократив размер плановой прибыльности на 2016 год до 20% или даже ниже, инвестировав в людей», - отметил он.

По мнению эксперта, «Украина, война в Сирии и санкции, создавшие образ России как непрестижного рынка агрессора и врага цивилизованного мира, гробят юрфирмы-бутики, заточенные на юридический хай-тек». Та же судьба у российских офисов иностранных юрфирм, стремительно, по словам Шестакова, теряющих клиентов. «Отток инвестиций убрал квалифицированных заказчиков качественных юридических продуктов и маргинализировал рынок юруслуг, откинув его на много лет назад и вернув в качестве основного тренда спрос на «похоронные» юридические услуги: сопровождение банкротств (теперь и личных), взыскание долгов (разнообразное коллекторство)», - заявил эксперт.

С коллегой согласился управляющий партнер Адвокатского бюро КИАП Андрей Корельский. Он сказал, что «упали позитивные практики, стало существенно меньше сделок, зато увеличилось количество судебных проектов, включая банкротство». Также резкий рост показала уголовно-правовая практика. При высокой диверсификации направлений в юрфирме, рост объема конфликтных практик компенсировал падение инвестиционных практик, отметил он. «Больше всех пострадали нишевые юрфирмы с одной или двумя специализациями, которые не успели вовремя переориентироваться на актуальные практики на рынке», - заметил эксперт.

Корельский затронул еще одну важную проблему. По его мнению, «количество ликвидности в виде бюджетов российских и отчасти иностранных компаний с офисами в России на консалтинг сократилось за последние пару лет примерно вдвое». В то же самое время количество юридических фирм не уменьшилось, а даже увеличилось – благодаря нескольким десяткам стартапов, образовавшихся, как правило, из отколовшихся команд юристов разных крупных и средних юрфирм. «Поэтому сегодня цена имеет значение при сопоставимом уровне качества экспертизы. У кого себестоимость ниже, тот имеет больше шансов предложить самую низкую цену и отработать на проекте, как минимум, не в убыток себе, в том числе и по госзаказу», - считает управляющий партнер.

Важным событием, по мнению Шестакова, стало объединение 15-ти неадвокатских юридических фирм и нескольких крупных адвокатских образований ради совместной работы с руководством Федеральной палаты адвокатов РФ над разработкой компромиссной концепции регулирования рынка юридической помощи в рамках Государственной программы «Юстиция». Он считает, что руководители коммерческих юрфирм и адвокатуры, преодолев концептуальные разногласия, впервые сели за стол переговоров и даже смогли найти устраивающее всех решение, основанное на мировом опыте. Такая работа совместной группы руководства юрфирм и российской адвокатуры была изначально поддержана Министерством юстиции РФ, а подготовленный этой группой проект концепции должен был стать основой официального документа, утвержденного Правительством РФ.

Говоря о планах на ближайшие два-три года, Корельский заметил, что фирма «проведет их в окопе». «Пережидаем инвестиционный спад, адаптируемся под экономические реалии, развиваем актуальные практики, становимся более эффективными, сохраняем команду, поддерживаем на плаву недозагруженные инвестиционные практики в преддверии ближайшего прекращения санкционных и реальных войн с обратным возвратом инвестиций в Россию», - сообщил он.

По мнению управляющего партнера Адвокатского бюро КИАП, «сейчас, мягко сказать, не лучшее время для открытия офисов иностранных юрфирм в России, в том числе путем присоединения российского игрока. Наоборот, мы видим постепенных уход и сворачивание части деятельности иностранных юрфирм на российском рынке, для них он пока слишком «токсичен» – как по экономическим, так и по геополитическим показателям».