С.-ПЕТЕРБУРГ, 18 мая — РАПСИ. Превращение fake news в fake evidence — ложные доказательства, которые представляются в суде — вызывает беспокойство, об этом заявил РАПСИ королевский адвокат Brick Court Chambers Майкл Свейнстон в рамках VIII Петербургского Международного Юридического Форума (ПМЮФ).

«Меня больше заботит переход, когда fake news становятся fake evidence, то есть ложными доказательствами в суде. И здесь мы как юридическое сообщество кое-что можем сделать, ведь когда подобные доказательства представляются в суд, то выдвижение обвинений, основанных только на фото- и видеоматериалах из интернета является странным», — рассказал Свейнстон о своем отношении к проблеме fake news.

Как подчеркнул адвокат, доказательства, основанные на fake news, порой противоречат не только здравому смыслу, но и законам физики. Свейнстон привел пример с фотографией из грузинского города Гори, сделанной в 2008 году, на который запечатлен тяжелый, скоростной снаряд, пробивший крышу жилого дома и «улегшийся» на диван в гостиной. По словам спикера, фотография была сделана человеком, получающим зарплату в Государственном департаменте США.

В развитие темы Свейнстон выделил проблемы применения гуманитарного права судами и бремени доказывания в подобного рода делах. Обвинение должно быть подтверждено и доказано той стороной, которая его выдвигает, и если оно основано исключительно на вторичных доказательствах таких, как фото- и видеоматериалы, репортажи журналистов, а первичные доказательства отсутствуют, то это вызывает вопросы, сказал адвокат. Свейнстон рассказ о своем опыте участия в «грузинском деле» в качестве адвоката, когда ему было отведено лишь 15 минут на допрос свидетеля. Несмотря на затронутые интересы государств, противоположной стороне представляется ограниченное время для защиты, заявил спикер. В связи с этим в таких процессах целесообразно использовать стандарты коммерческих арбитражей, которыми они руководствуются, когда исследуют доказательства и доводы сторон при рассмотрении споров между частными компаниями, заключил Свейнстон.

Последствия распространения недостоверной информации и использование ее в суде стало темой экспертного обсуждения в ходе сессии «Fake News и Fake Evidence в международных спорах» на ПМЮФ. Партнер Schellenberg Wittmer Филиппе Бартч рассказал о защите интересов российских спортсменов, обвиненных в употреблении допинга. Он подчеркнул, что внимание прессы к этому делу не только породило один из самых громких скандалов в мировом спорте, но и способствовало установлению предвзятости по отношению к атлетам. Эксперт выразил мнение, что возможности для выступления осведомителей в прессе и обязательная конфиденциальность для участников следственного процесса создали дисбаланс, в котором обвинения было сложно опровергнуть. Участвовавший в процессе по делу российских спортсменов завлабораторией Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ Алексей Бушин рассказал, что при проведении экспертизы криминалисты столкнулись с неверными результатами коллег и недоверием комиссий. По мнению Бушина, опыт и научная основа позволили успешно противостоять отдельным доказательствам и убедить суд.