Руслан Ибрагимов,вице-президент МТС по корпоративным и правовым вопросам

Одной из причин торможения экономического развития России является отсутствие достаточного объема денежной ликвидности в экономике, недостаток инвестиций. На первый взгляд кажется, что это — исключительно экономическая проблема, и ее решение также лежит в экономической плоскости. Однако это не совсем так. Большое значение для инвесторов имеют устоявшиеся, понятные и прозрачные "правила игры", закрепленные в нормативной базе. К сожалению, в настоящее время имеет место определенная недооценка роли права в создании инвестиционного климата и решении первоочередных экономических и социальных задач.

Перспективным инструментом решения этих задач могло бы стать создание эффективно работающего института государственно-частного партнерства (ГЧП). На сегодня весь потенциал этого института в полной мере не раскрыт, в первую очередь, в виду отсутствия полноценной правовой базы. Внедрение ГЧП, формирование его принципов и гарантий прав инвесторов на уровне нормативных документов, создание четких правил взаимодействия участников ГЧП позволят стимулировать частный бизнес к участию в реализации крупных и социально значимых проектов, государство — к инвестированию средств в эти проекты, инвесторов — к вложению в российскую экономику.

Государственно-частное партнерство целесообразно использовать  в тех сферах, где необходим высокий уровень первоначальных инвестиций; эффективность бизнеса, а потому привлекательность для инвесторов, недостаточно высока; существуют высокие риски, которые могут быть нивелированы госгарантиями; у самого государства недостаточно профильных компетенций или возможностей быстрого, профессионального реагирования. Такими сферами приложения ГЧП могут стать медицина и фармацевтика, социальная защита, спорт, транспорт, экология, образование, связь, платежные сервисы.

В России на сегодня нет базового федерального закона о государственно-частном партнерстве, определяющего принципы, порядок и условия применения этой особой формы взаимодействия (проектного финансирования) государства и бизнеса. Правовое регулирование государственно-частного партнерства ограничивается, главным образом, Федеральным законом "О концессионных соглашениях". И хотя в некоторых субъектах РФ — а таких более шестидесяти — приняты региональные законы о государственно-частном партнерстве, чаще всего они носят декларативный характер. Более того, они просто не могут полноценно применяться, потому что нередко оспариваются федеральными органами исполнительной власти как противоречащие федеральным законам ("О защите конкуренции", "О государственных закупках" и др.).

Поэтому первоочередной задачей в развитии полноценного ГЧП является создание базового федерального закона о государственно-частном партнерстве, который позволил бы:

1) определить четкие правила взаимодействия между государством и бизнесом, основанные , в первую очередь, на гражданско-правовых принципах, включая принцип равноправия сторон;
2) расширить сферы и формы применения ГЧП (в том числе, за счет отсылки к отраслевому законодательству);
3) обеспечить на федеральном уровне гарантии и/или возможность финансирования проектов ГЧП из госбюджета;
4) увязать эти возможности с бюджетным законодательством.

В настоящее время соответствующий проект закона разработан и внесен Правительством на рассмотрение в Государственную Думу (№ 238827-6). Появление этого законопроекта — хороший знак для рынка. Вместе с тем существующий документ требует концептуальной доработки. В нем в явном виде не установлены принципы партнерства (в частности, принцип равенства участников), нет механизма долгосрочной гарантии участия частного партнера в проекте (в отличии, например, от Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", где гарантируется стабильность осуществления инвестиционного проекта). Положения законопроекта направлены, в первую очередь, на объекты инфраструктуры и исключают другие виды активов (например, радиочастотный спектр) или виды деятельности (например, не связанные с необходимостью эксплуатации инфраструктуры), что сближает его уже с существующем законом "О концессиях".

Предлагается привлечение исключительно частных инвестиций, при этом бюджетное финансирование ГЧП-проектов, которое могло бы стать мощнейшим драйвером притока дополнительной ликвидности на российский рынок, — не предусматривается. Все это требует серьезной доработки законопроекта. Мы должны получить действующий документ, который обеспечит многообразие возможных форм реализации ГЧП, будет увязан с бюджетным законодательством, сделает возможным финансирование проектов из госбюджета, гарантирует равенство участников партнерства на основе гражданско-правовых принципов.

Создание такого механизма позволит реализовать проекты, которые государство и бизнес реализовать по одиночке не могут, поможет решению проблем в социальной сфере и развитии инфраструктуры, станет драйвером роста экономики России за счет увеличения объема денежной ликвидности в рыночном обороте, будет способствовать становлению международного финансового центра в РФ.