В конце января Правительство РФ распоряжением, опубликованным в рамках антикризисных мер, поручило трем ведомствам (Минэкономразвития, Минфину, Ростехнадзору) подготовить предложения об установлении двухлетних каникул по уплате обязательных страховых платежей по страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте (ОПО).

Речь идет о приостановке уплаты страховых взносов опасных предприятий, относящихся ко 2-4 классу опасности. Инициатива не касается объектов 1-го класса опасности, входящих в госреестр Ростехнадзора.

О  возможных последствиях принятия такого решения рассказали руководители Национального союза страховщиков ответственности (НССО).
 
Светлана Гусар,  вице-президент НССО

При введении в РФ моратория на применение закона о страховании ОПО до 90% потерпевших от происшествий на опасных объектах не смогут получить возмещений за ущерб вреда жизни, здоровью и имуществу. В настоящее время заинтересованные ведомства и НССО проводят оценку последствий реализации инициативы о введении такого моратория. Порядка 70% выплат, осуществленных страховщиками ответственности за время действия закона о страховании ОПО (с 2012 года), приходится на возмещение в связи с событиями, которые классифицируются как "инциденты", а не аварии на опасных предприятиях.

При этом, если аварии на ОПО и связанные с лифтами расследуются комиссиями Ростехнадзора, аварии на АЗС - МЧС и МВД, аварии на гидротехнических сооружениях - МЧС, то инциденты на опасных объектах разбираются комиссией владельца ОПО. В этой связи важно обратить внимание на расхождения в мировой и российской статистике по соотношению погибших и травмированных на опасных объектах.

Так, мировой опыт показывает, что на каждого погибшего приходится десять травмированных, а согласно российской статистике, это соотношение составляет один к одному. Таким образом, данные позволяют косвенно судить о склонности владельцев ОПО скрывать небольшие происшествия, в которых также могут пострадать люди. В случаях, когда речь идет о происшествиях на градообразующих предприятиях, с такими проблемами приходится иметь дело регулярно.

Например, недавно НССО удалось выявить факт отсутствия выплаты семье, в которой работник погиб в результате инцидента на опасном объекте. Наше предложение о выплате из гарантийного фонда в размере 2 млн рублей (на НССО по закону возложена обязанность по информированию граждан о своих правах в получении страховых возмещений) было отвергнуто вдовой погибшего из опасений, что владелец предприятия уволит с работы ее дочь при получении претензий от страховщика в регрессном порядке.

В настоящее время в НССО поступило два запроса от профсоюзов различных отраслей, которые нуждаются в разъяснении последствий приостановки действия закона о страховании ОПО и отказе от страховых выплат пострадавшим, в том числе сотрудникам опасных предприятий.

Можно предположить, что при остановке применения норм о страховании ОПО законодателем может быть применен подход, используемый при обязательном страховании ответственности пассажирских перевозчиков, в рамках которого сделаны исключения для предприятий метрополитена, не страхующих свою ответственность, однако по закону несущих все обязательства по выплатам наравне со страховщиками из собственных средств.

Андрей Юрьев, президент НССО

Мы провели анализ инициатив, включенных в антикризисную программу правительства, связанных с введением двухлетних каникул на страхование ОПО (за исключением объектов I класса опасности). Поскольку целью предложенного моратория заявлено снижение нагрузки на бизнес, нет сомнений, что существуют альтернативные возможности достижения этой цели, в частности, страховое сообщество ведет консультации с ЦБ о возможном пересмотре тарифов ОПО в сторону понижения.

Отметим, что за трехлетний период с момента введения закона о страховании ОПО 90% страхователей воспользовались правом применить коэффициент безопасности и заключить договор с 30%-ной скидкой, в настоящее время идет речь об уменьшении тарифа – изучается возможность снижения взносов по этому виду страхования.

Кроме того, Минфин РФ внес в правительство законопроект, который существенно увеличивает размеры страховых выплат пострадавшим при авариях на ОПО, увеличивает число получателей компенсаций и расширяет основания для выплат. Страховое сообщество выступает за скорейшее принятие данных нововведений, которые в условиях кризиса повысят социальную защищенность жителей России, работников опасных объектов.

По данным статистики НССО, средняя стоимость полиса ОПО составляет около 30 тысяч рублей в год, и секвестирование этого платежа не может служить сколько-нибудь значимым фактором в вопросе снижения расходов бизнеса. При этом в случае резонансных аварий в отсутствии страхования государство окажется перед необходимостью осуществления выплат из средств бюджета, тогда как в странах Запада они возложены на страховщиков.

Приостановка действия закона о страховании ОПО неизбежно перечеркивает 10-летний труд по его подготовке заинтересованных ведомств, правительства и депутатского корпуса. Такой мораторий скажется на защищенности работников опасных предприятий, войдет в противоречие с общим курсом правительства РФ на сохранение всех социальных гарантий.

Мы можем с уверенностью говорить о приостановке действия закона, поскольку та категория ОПО, на которую не предполагается распространить действие «каникул» ( I класс опасности) занимает лишь менее 1% от общего числа договоров (1,775 тыс. договоров) или около 5% от премий (343,5 млн руб).

В результате около 99% объектов застрахованы не будут, что не позволит в случае аварий на них обеспечить население и работников этих ОПО компенсациями. Нам уже сейчас известны случаи, когда владельцы опасных объектов скрывают факты происшествий на своих предприятиях, т.к. это грозит им проверками надзорных органов. И это происходит в ситуации, когда выплаты пострадавшим лицам надлежит производить сторонним организациям – страховщикам. Полагаем, что если возмещение причиненного потерпевшим вреда полностью ляжет на плечи виновных в аварии лиц, то можно будет окончательно забыть о справедливых выплатах для потерпевших. По сути, это отказ от социальной защиты всех, кто работает и живет рядом с промышленными предприятиями. Такой подход считать допустимым мы не можем.