МОСКВА, 13 фев — РАПСИ, Олег Сивожелезов. В производстве Щербинского суда Москвы находится иск Агентства по управлению государственным имуществом с требованием вернуть в федеральную собственность принадлежавшие Литературному фонду СССР до 1991 года земельные участки. Государство в лице Росимущества добивается возврата недвижимого имущества из чужого незаконного владения, однако на спорной земле уже возведены дома, и их собственники не намерены расставаться с жильем. Корреспондент РАПСИ побывал на судебном заседании и пообщался с одним из представителей ответчиков.

Конфликт в среде писателей

Фактически судебная тяжба берет свое начало в 1991 году, когда возник вопрос о продолжении деятельности Литературного фонда СССР. По инициативе ряда писателей бывший Международный литературный фонд (позже ставший Общероссийским литературным сообществом писателей России), был объявлен правопреемником советской литературной организации. При этом новый Литфонд унаследовал ценные активы, среди которых были и писательские дачи, и земельные участки в подмосковном сельском поселении Внуковское Ленинского муниципального района Московской области (в настоящее время — Новая Москва).

При содействии администрации Ленинского района Международный литфонд оформил право бессрочного пользования на участки площадью порядка 8,7 гектара, часть площадей которых перешла в распоряжение местных властей. Начиная с 1997-98 годов Ленинский район продавал земельные участки физическим лицам для целей индивидуального жилищного строительства. Также один из участков был куплен застройщиком, который возвел 12 таунхаусов, разделил участки и продал дома. Всего в частную собственность перешло порядка 4,4 гектара земли.

В 2012 году группа писателей, «обеспокоенных катастрофическим положением, сложившимся в российской литературе, составлявшей всегда гордость и славу Отечества» выступила с критикой в адрес главы Международного литфонда Ивана Переверзина и поставила под сомнение легитимность существования новой организации в качестве правопреемника Литфонда СССР. Обращение представителей творческой интеллигенции дошло до Президента РФ, по поручению которого Росимущество инициировало судебные разбирательства по искам о признании права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество, включая имущество, право собственности на которое неправомерно зарегистрировано на третьих лиц.

Уже в 2014 году Верховный суд подтвердил законность решений арбитражных судов о признании за государством права собственности на Дом-музей Бориса Пастернака и Дом-музей Корнея Чуковского. Как отмечалось в актах высшей судебной инстанции, в 90-х местные власти вышли за пределы своей компетенции, распоряжаясь имуществом в пользу Международного литфонда, а сама организация по сути является самозванной и не имеет отношения к деятельности сообщества писателей бывшего СССР.

Собственники не сдали экзамен по истории

Продолжая выполнять поручение главы государства, Росимущество просит «истребовать в собственность РФ из чужого незаконного владения» участки бывшего Литфонда СССР, несмотря на то обстоятельство, что спустя годы после распада союзного государства на земле обосновались граждане с подтверждающими права на недвижимость документами. При этом от собственников возведенных построек требуют снести их за свой счет. Как пояснил РАПСИ руководитель судебной практики юридического общества «Биэл» Николай Сапожников, представляющий интересы одного из ответчиков, из 24 указанных в иске физических лиц, к которым были заявлены требования, часть получили квартиры в пользование от самозванного Литфонда, а остальные оформляли право собственности на землю, заключая договоры купли-продажи участков под индивидуальное жилищное строительство с администрацией Ленинского района или с предыдущими владельцами. Также ряд ответчиков по иску приобрели права на землю в результате покупки таунхаусов у застройщика, который, в свою очередь, получил участок от местных властей.

Помимо ссылок на поручение Президента РФ, аргументация государства в вопросе о принадлежности спорных участков сводится к трем основным моментам. Прежде всего, правопреемником Литфонда СССР является Российская Федерация, а не Международный литфонд. Из чего следует, что спорные участки перешли в собственность государства в 1991 году. При этом действия ряда лиц, включая не только литфонд-самозванец, но и заключавших договоры уже с администрацией Ленинского района граждан и организаций, расцениваются как незаконные. Таким образом, ключевым аргументом выступает довод Росимущества о недобросовестности приобретателей.

«Росимущество считает ответчиков недобросовестными приобретателями земельных участков, поскольку перед заключением сделок по приобретению прав на недвижимое имущество они не выяснили историю участков, не были в достаточной мере осмотрительны и не обращали внимания на судебные споры, связанные с имуществом бывшего Литфонда СССР», — заявила представитель истца на состоявшемся 10 февраля заседании в Щербинском суде.

При этом сотрудница госоргана затруднилась ответить на вопрос о том, каким образом в конце 90-х и начале 2000-х годов был организован учет сделок и прав на недвижимое имущество, имелись ли открытые для доступа базы с данными о судебных разбирательствах.

Представитель истца также пояснила, какие цели могут оправдать выселение ряда семей из их жилья без компенсации. По мнению юриста Росимущества, возврат земель во владение государства мотивирован защитой интересов писателей, пострадавших от незаконных действий нового российского литфонда. Следует отметить, что среди ответчиков по иску Росимущества значится несколько писателей, которые получили в пользование жилье от Международного литфонда. Государство просит суд истребовать квартиры из чужого незаконного владения, и на заседании было заявлено, что отказа от иска в части данных требований не планируется, но принудительно выселять писателей также не будут.

Процесс затягивается

На прошедшем 10 февраля заседании ответчики и их представители после полутора часов обсуждения многочисленных ходатайств получили возможность услышать от представителя Росимущества, почему, по мнению государства, они должны лишиться жилья и земли. Полученный ответ явно не удовлетворил утомленных затянувшимся процессом граждан.

Возражая доводам истца, одна из ответчиц Людмила Ким обращала внимание суда на то обстоятельство, что перед покупкой участка она и ее супруг оплатили дорогостоящее юридическое заключение, которое подтвердило «чистоту» планируемой сделки. Другие собственники отмечали, что до покупки участков у местных властей в лице администрации Ленинского района и таунхаусов у застройщика они не были в курсе происходящего вокруг «наследия» Литфонда СССР.

Одним из наиболее принципиальных моментов, которые выделяют ответчики в своих отзывах, является пропущенный срок давности по заявленным в иске требованиям.

«Росимущество убеждено, что федеральная собственность на имущество Литфонда СССР возникла в 1991 году, а самозваный преемник литературной организации незаконно завладел имуществом. Но это произошло более 25 лет назад, в то время как Гражданским кодексом установлен общий трехлетний срок исковой давности и пресекательный срок в 10 лет. Истец заявляет, что узнал о нарушении своих прав лишь в 2013 году, получив письмо из администрации президента, хотя до этого государство более 20 лет не беспокоил вопрос о выбывшем из владения имуществе», — пояснил Сапожников. Юрист также подверг критике рассуждения истца о необходимости принимать в расчет возможные последствия событий многолетней давности даже при участии местного органа власти в последовательной цепи сделок по отчуждению имущества.

Администрация Ленинского района, распоряжавшаяся спорными землями, привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, однако, по словам представителей ответчиков, не проявляет интереса к заседаниям.

Поданный в Щербинский суд Москвы иск Росимущества был подписан уполномоченным лицом 29 июля 2016 года, и, с точки зрения ответчиков, длительный срок рассмотрения дела обусловлен действиями Росимущества, не способствующими разрешению спора в разумный срок. Спустя полгода с момента первого заседания истец продолжает заявлять ходатайства, направленные на выяснение обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора. В последний раз Росимущество посчитало нужным назначить судебную землеустроительную экспертизу, по оценкам судьи, ее проведение может занять несколько месяцев, а разрешение судом ходатайства было отложено. Следующее заседание по делу назначено на 28 февраля.