МОСКВА, 19 мар — РАПСИ, Николай Меркулов. Начальник главка СК Александр Дрыманов отверг обвинения в причастности бывшего главы УСБ СКР Михаила Максименко к коррупционной схеме по освобождению из СИЗО предполагаемого "криминального авторитета" Андрея Кочуйкова по кличке "Итальянец", передает корреспондент РАПСИ из зала Московского городского суда.

Об этом Дрыманов заявил во время допроса в качестве свидетеля по делу бывшего руководителя главного управления межведомственного взаимодействия и собственной безопасности СК РФ Михаила Максименко, которого обвиняют в получении двух взяток на общую сумму 550 тысяч долларов.

"Поймите, Максименко не вмешивался в ход расследования данного уголовного дела (в отношении Кочуйкова — прим. ред.). У него не было полномочий, поскольку любое действие по нему визировалось ФСБ. Как вы себе это представляете?" — ответил на вопрос адвоката о роли обвиняемого Дрыманов.

Gift card

Свидетель в суде зачитал заранее подготовленную речь. В показаниях он ответил на сведения о получении Дрымановым денег от замначальника ГСУ СК РФ по городу Москве Дениса Никандрова, которые были упомянуты прокурором на одном из предыдущих заседаний.

"Первоначально я был заявлен как свидетель со стороны обвинения, но потом что-то изменилось. Касательно взятки от Никандрова, я могу пояснить следующее: на протяжении всего следствия я общался с сотрудниками ФСБ, которые занимаются расследованием данного уголовного дела. Ко мне претензий никаких нет, как и доказательств моей причастности! Уважаемый гособвинитель не упомянул рапорт ФСБ, имеющийся в материалах дела", — сказал свидетель.

По словам Дрыманова, в этом рапорте обозначено, что Никандров передал ему так называемую gift card (подарочная карта англ. — прим. ред.) и деньги с неё генерал не снимал, поскольку она пуста.

"Местом распространения таких карт являются тематические выставки, и если потенциальный клиент хочет ей воспользоваться, он должен зарегистрировать её на сайте банковской организации. В соответствии с материалами дела, она не активирована и не связана ни с одним клиентом", — сказал генерал, пока судья Олег Музыченко его не прервал.

Оговор и давление

Все действия следователей, в соответствии с показаниями Дрыманова, были законными, и никто из его подчинённых не нарушил закона. Уголовное преследование Максименко генерал объяснил оговором, а про передачу следователям взятки для освобождения "Итальянца" ничего не знает.

"Мы не можем говорить, что Максименко имел полномочия, позволяющие повлиять на расследование данного уголовного дела. Единственное, что он мог сделать — завизировать документ, где есть ещё множество других виз", — сказал свидетель.

Генерал считает, что показания Никандрова в отношении других фигурантов уголовного дела были даны под давлением и являются оговором. Генерал принес в судебное заседание записку бывшего начальника управления СК по ЦАО Москвы Алексея Крамаренко о возможной переквалификации преступления Кочуйкова и второго фигуранта дела Эдуарда Романова на более мягкое, которая была зарегистрирована во внутренней системе СК "АИК Надзор" 29 апреля 2016 года.

"Я полтора месяца занимался делом о драке на Хованском кладбище, потом ездил в отпуск. У меня не было оснований не доверять Никандрову и другим следователям. На записку мы не ответили, она до сих пор числится в нашей базе. После сообщений в СМИ о причастности следователей к получению денег мы провели внутреннюю проверку. По её результатам было установлено, что все следователи действовали в соответствии с законом", — сказал Дрыманов.

Обвинение

По данным Генпрокуратуры (ГП) РФ, в 2016 году Максименко вместе с соучастником, дело в отношении которого выделено в отдельное производство, получил 500 тысяч долларов взятки за содействие по одному из уголовный дел, которое расследовало территориальное подразделение СКР.

 "Также он обвиняется в получении в 2015 году взятки в размере 50 тысяч долларов за организацию в интересах взяткодателя незаконного уголовного преследования в отношении сотрудников ГУ МВД России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области", — уточнили в ГП.

Максименко был задержан вместе с двумя другими высокопоставленными сотрудниками СК РФ — замначальника ГСУ СК РФ по городу Москве Никандровым и замглавы УСБ СКР Александром Ламоновым. Все трое были заключены под стражу в рамках уголовного дела о вымогательстве восьми миллионов рублей, фигурантом которого является предполагаемый "вор в законе" Захарий Калашов, также известный в криминальном мире как Шакро Молодой. Кроме того, следствие считает, что с июня 2015 года по август 2016 года злоумышленники вымогали 10 миллионов рублей у генерального директора крупного акционерного общества.

Фигуранты дела отрицают свою связь с предполагаемым криминальным авторитетом: Никандров и Ламонов обращались в суд с гражданскими исками к СМИ с требованием опровергнуть размещенную в публикациях информацию о связях с Шакро Молодым. Однако столичный суд отказал в принятии заявлений к производству.