Аркадий Смолин, специальный корреспондент РАПСИ

Суд снова поставлен перед выбором, является ли экстремистским слоган "Православие или смерть", используемый, в частности, Союзом православных хоругвеносцев. Он стал причиной юридического казуса: два московских суда вынесли противоположные решения по вопросу наличия в нем угрозы для общества.

Черемушкинский суд 21 декабря 2010 года суд признал лозунг экстремистским. На основании этого решения 12 мая 2011 года Минюст внес слоган "Православие или смерть" в список экстремистских материалов под номером 865. Православная общественность в лице адвоката Анатолия Пчелинцева заявила о своем намерении опротестовать данный вердикт.

По всей видимости, правоверные активисты в своей апелляции планируют опираться на решение Люблинского суда, который еще в марте 2011 года не увидел ничего экстремального в альтернативе "Православие или смерть".

Основанием для такого решения суда послужила независимая психолого-лингвистическая и религиоведческая экспертиза в Российском федеральном центре судебной экспертизы при Минюсте РФ. Эксперты определили, что лозунг придуман монахами на Афоне и не может разжигать ненависть и вражду. Люблинская межрайонная прокуратура обжаловала это решение, на прошлой неделе Мосгорсуд отправил дело на пересмотр.

Кредит судейского авторитета для борьбы с экстремизмом

Парадоксальным в этой истории является не только противоречивость вердиктов судов одного субъекта Федерации, но и формулировка иска прокуратуры. Выдвигая претензии к формулировке слогана и действиям ЗАО "Центрохост" (на его площадке размещен сайт russiansymbol.ru) прокуратура проигнорировала деятельность изготовителя футболок – художественной мастерской Союза православных хоругвеносцев (которой принадлежит указанный сайт). Притом, что на этом же ресурсе был размещен и другой спорный лозунг: "Россия для русских", признанный экстремистским 21 декабря 2010 года.

Таким образом, как ни относись к вышеуказанным лозунгам, нельзя не признать факт несовершенства антиэкстремистского законодательства России. Отсутствует четко прописанная схема последовательного запрета экстремистских материалов на всех этапах их производства и распространения. Кроме того, вызывает вопросы допуск районных судов к рассмотрению материалов на предмет экстремизма.

Пчелинцев считает, что такого рода вопросы должны находиться в компетенции суда субъекта Федерации. Учитывая отсутствие четко прописанных в законодательстве признаков экстремизма, в данном случае можно с ним согласиться.

Это вовсе не вопрос доверия судебной системе. Наоборот, передача дел по вопросам экстремизма областным, краевым и республиканским судам может быть обоснована потребностью в популяризации закона с помощью всеобще признаваемого авторитета и независимостью работающих на таком уровне судей. Их опыт и статус должен повысить уровень доверия в обществе к выносимым вердиктам, в т.ч. и по статье 282 УК РФ, а также прецедентным путем выстроить практику ее однозначной трактовки и тем самым утвердить особо важный статус антиэкстремистского закона.

Современное искусство поглощает религию

Впрочем, причина недоверия общества к обвинениям в экстремизме и обилие связанных с этим законом громких скандалов может заключаться вовсе не в статусе районных судей и формулировок норм закона, а в излишне широком их применении. После того, как обычную хулиганскую браваду стали квалифицировать угрожающим термином экстремизм, целый ряд организаций начал использовать термины 282-й статьи для самопиара.

Результатом чего стала поистине фантастическая ситуация: группа маргиналов получила возможность олицетворять для широкой общественности православные идеалы, тем самым пороча как РПЦ, так и судебную систему и даже имидж государства за рубежом (как путем скандальных судебных процессов, так и своим участием в патологических акциях).

Речь идет о Союзе православных хоругвеносцев, которые, собственно, и пропагандируют лозунг "Православие или смерть". Фактически  эта группа является ничем иным как религиозным инвариантом известных политических шоуменов КПЛО (Коммунисты Петербурга и Ленинградской области).

Долгое время лидер хоругвеносцев Леонид Симонович-Никшич веселил публику заявлениями о создании обществ Русская инквизиция и Русское отделение Ордена дракона (Великим магистром которого был Влад Цепеш, известный большинству как Дракула), ритуальным сожжением еретической литературы в виде одной книги из серии о "Гарри Поттере" и т.д.

Также в сети можно найти фотографии их акции истязания гомосексуального журнала ножами и копьями. Фотоотчет и комментарии с этого действа сильно напоминают (на грани плагиата) соответствующее документирование Алексеем Плуцером-Сарно акций арт-группы "Война".

Таким образом, Симонович-Никшич оказывается никем иным как автором и постановщиком перформансов и хепенингов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что свою самую известную и решительную акцию хоругвеносцы провели против выставки современного искусства "Осторожно, религия!"

Пока судья оценивал экстремистские намерения Андрея Сахарова и Юрия Самодурова – организаторов разгромленной хулиганами выставки, хоругвеносцы активно пиарили на заседаниях суда свою группу с помощью намеренно провокативного лозунга "Православие или смерть". Можно предположить, что они же поучаствовали и в хулиганском разгроме выставки.

Несложно понять причины активности Симоновича-Никшича: он пытался нанести максимальный вред прямым своим конкурентам на арт-поле. Сложнее уразуметь причину пассивности Церкви в деле абстрагирования таких порочащих элементов.

В результате простые верующие сталкиваются с противоречивой ситуацией. Чуть ли ни во всех скандальным репортажах, вызывающих их праведный гнев, они видят внушительных старцев в майках "Православие или смерть", грозно сулящих избавить Русь от заразы. Когда же человек, желая поддержать их начинание, сам надевает эту майку и идет в ней церковь, священник почему-то делает замечание и просит выйти из храма.

Действительно, афонские монахи трактовали этот лозунг как "отстаивание православия как спасительной веры в противовес духовной смерти души без православной веры, готовность последовательно отстаивать свою веру до самой смерти". Однако, как показывается вариативность результатов судебных экспертиз, такая трактовка в современном обществе не очевидна и даже не является доминирующей.

"А если есть другие толкования, то – плохо, - замечает по этому поводу архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. - Чтобы не было таких смущений и недоразумений, то лучше одеться в однотонную рубашку".

Ни религиозные, ни светские законы не допускают подобного разжигания страстей. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что "если мы слышим слова "Православие или смерть!", нужно опасаться такого проповедника. Ни один апостол так не говорил. Православие - это красота жизни, а смерть - это тлен, результат грехопадения, дьявольского действия".

Суды против театра

Таким образом, хоругвеносцы оказываются внесистемной организацией, не поддерживаемой РПЦ, однако по непонятной причине активно  использующей в своих неоднозначных целях православные символы.  Хоругвеносцы своими акциями провоцируют нетерпимость, агрессию к различным социальным группам, вызывают раздражение по отношению к православию, они всегда находятся в центре внимания, однако по неведомой причине остаются невидимыми для правоохранительных органов.

Глава Союза православных хоругвеносцев Леонид Симонович-Никшич заявил "Коммерсанту", что, несмотря на признание Минюстом надписи "Православие или смерть" экстремистской, хоругвеносцы все равно продолжат носить майки с этим лозунгом. "Мы не боимся ответственности", - заявил он. Таким образом, он заявляет о своей готовности нарушать важнейший для стабильности российского общества закон и фактически призывает остальных следовать своему примеру.

В итоге, мы сталкиваемся с казусом несовместимости культурных кодов. Нарождающаяся в юридических и интеллектуальных кругах правовая система оказывается бессильна против древней карнавальной культуры масс. Хоругвеносцы, КПЛО, "Война"… в правовом поле они занимают нишу "юродивых" - традиционной для России касты обличителей пороков, имеющих статус неприкасаемых. На наших глазах апробируются альтернативные правовым варианты кодексов поведения. Пока в виде игры – так же как играли в национализм Рихард Вагнер и немецкие философы рубежа XIX-ХХ веков...

Присягу букве закона хранят только суд и прокуратура, однако они оказываются в вакууме, не находя поддержки не только у общества, но и у правоохранительных органов и даже экспертов, опасающихся оказаться в смешном положении, приняв юродивых не за того, кем они являются.

Подавляющее большинство решений судов по антиэкстремитским запросам прокуратуры и обвинениям по статье 282 УК РФ сложно подвергнуть сомнению. Однако придание экстремизму карнавального характера дискредитирует грамотные решения суда, а с ними – и законодательство в целом. Люди симпатизируют безумцам и подражают им на трибунах стадиона (банан против негра – это та же хоругвь против гея, только на фанатском языке), на концертах, в блогах и на темных улицах. Их окружение – подражатели подражателей – в свою очередь, уже начинают воспринимать игру всерьез. В результате, растет бытовой анархизм. Создать атмосферу нетерпимости к экстремистским проявлениям не представляется возможным. То, на чем построена правовая культура западного общества, у нас подавляется нежеланием признать себя дураком, не понимающим театр.

До первой крови

Можно конечно и дальше потешаться над этими относительно безобидными шоуменами, единственное отличие которых от КПЛО состоит в том, что коммунистам так и не выпало счастья прославиться на всю страну в суде со своими исками против, например, Мадонны или Джеймса Кэмерона, якобы укравшего у Стругацких идею "Аватара".

Однако такой ироничный, ситуационистский подход к проблеме экстремизма приводит к тому, что люди не входящие в творческую, интеллигентную, образованную прослойку начинают принимать эти шутки всерьез. И один за другим в провинции появляются настоящие экстремисты, которые ведут успешную агрессивную пропаганду с помощью тех же самых лозунгов. Только уже всерьез, до крови.

Так, например, 28 июля прошлого года Новомосковский городской суд удовлетворил иск прокурора Тульской области о признании речи настоятеля Свято-Спасского храма в селе Спасском отца Василия и шести видеофильмов экстремистскими материалами.

Главным материалом дела стал DVD с названием "Православие или смерть". На нем были записаны шесть видеофильмов: "Чудо", "Явление креста", "Телемост", "Чипирование", "Американское шоу", "Гробы для американцев".

Экспертиза установила, что в речах священника содержались оскорбительные высказывания в адрес других конфессий, антисемитские и антиамериканские призывы, и, кроме того, побуждение к насилию в отношении неправославных.

А уже 11 июня этого года людей в майках "Православие или смерть" можно было встретить на Суворовской площади в одной колонне с представителями ДПНИ, "Род", "Сопротивление" и другими националистическими организациями, отмечавшими День Героев.

Решение Мосгорсуда свидетельствует о том, что судебная система полна решимости бороться за спасение антиэкстремистского законодательства, гарантирующего стабильность общества, его здоровье. Тем удивительнее видеть недостаток оной у законодателей и экспертов.