МОСКВА, 14 сен - РИА Новости. Росавиация с понедельника аннулирует сертификат эксплуатанта авиакомпании "КД авиа", которая инициировала процедуру банкротства из-за долгов на сумму около 12 миллиардов рублей, перевозчик с 00.00 мск больше не сможет осуществлять полеты, сообщил РИА Новости представитель Росавиации.

Авиакомпания, которая входит в тридцатку крупнейших российских авиакомпаний, имеет задолженность перед лизингодателями, топливозаправочными фирмами, службами аэронавигации и аэропортами России и Европы.

В 2008 году авиакомпания перевезла 1,36 миллиона пассажиров (106% к уровню 2007 года), став девятой в России по объему перевозок. В январе 2009 года авиакомпания продемонстрировала рост перевозок на 27%.

В конце 2008 года и в начале 2009 года "КД авиа" заявляла, что из-за финансовых проблем может приостановить свою деятельность. В апреле она задержала на сутки ряд рейсов за рубеж из-за высокой задолженности перед лизинговыми компаниями (перевозчик взял в лизинг 17 самолетов "Боинг 737-300"). По оценкам Росавиации, долг авиакомпании тогда превышал 10 миллиардов рублей.

Пассажиров "КД авиа" до 29 октября будут перевозить авиакомпании, с которыми Росавиации удалось договориться и у которых есть свободные места в самолетах - это "Аэрофлот - Российские авиалинии", "Аэрофлот-Дон", "Аэрофлот-Норд", "Трансаэро", ГТК "Россия", S7, UTair и SkyExpress. В аэропортах РФ созданы оперативные штабы для урегулирования возникающих у людей проблем. Ведомство ранее уведомило пассажиров "КД авиа", что с 5 сентября в течение 55 дней они смогут летать рейсами других авиакомпаний по имеющимся у них билетам. Однако при этом Росавиация рекомендовала всем пассажирам "КД авиа" возвращать билеты в агентства их приобретения для возврата денежных средств.

"КД авиа" выполняла ежедневные полеты в десятки городов России и Европы. Продажу билетов авиакомпания приостановила с 1 сентября, кнопка "купить авиабилет" на ее сайте не работает.

Впереди банкротство

Арбитражный суд Калининградской области принял к производству дело о банкротстве ОАО "КД авиа", сообщил ранее РИА Новости официальный представитель суда. По его словам, компания сама инициировала эту процедуру из-за долгов на сумму более 11,72 миллиарда рублей.

Пресс-секретарь калининградского авиаперевозчика Елена Пеньковая подтвердила РИА Новости информацию об инициации процедуры банкротства.

Губернатор Калининградской области Георгий Боос возложил ответственность за ситуацию с "КД авиа" на прежнее руководство компании. По его мнению, управление осуществлялось крайне неэффективно, не было сделано самого необходимого.

Пытаясь спасти перевозчика, власти на федеральном уровне предоставили ему помощь в размере 4 миллиардов рублей для внесения в уставный капитал, напомнил губернатор. Администрация Калининградской области обязалась предоставить "КД авиа" бюджетные гарантии для погашения долгов по зарплате.

Но для получения субсидии компания должна была выполнить необходимые условия - разделить аэропорт и авиаперевозки на две самостоятельные компании, напомнил Боос. Разделения так и не произошло, хотя остальные российские авиаперевозчики уже решили этот вопрос.

При этом калининградский губернатор отметил, что сам проект авиакомпании был "блестящим". По его мнению, она имела все возможности работать и развиваться, повышать инвестиционную привлекательность.

К новому акционеру - банку "Санкт-Петербург" - трудно предъявлять претензии, поскольку он появился слишком поздно, теперь проблему придется решать кредиторам и правоохранительным органам, резюмировал Боос.

Долги сотрудникам и что может быть вместо "КД авиа"

"КД Авиа" также имеет задолженность по зарплате перед своими сотрудниками. В конце августа полпред президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов сообщил, что сотрудники "КД Авиа" начали получать деньги в счет погашения этих долгов, достигших с января 2009 года более 240 миллионов рублей. По его словам, на тот момент авиакомпания погасила 48 миллионов рублей долга.

Премьер-министр РФ Владимир Путин в июле заявлял, что правительство РФ выделит Калининградской области 4 миллиарда рублей для "КД авиа" с целью решения ее финансовых проблем.

Администрация Калининградской области обязалась предоставить "КД авиа" бюджетные гарантии примерно на 250 миллионов рублей для погашения долгов по зарплате.

Как поясняли вице-премьер РФ Сергей Иванов и Клебанов, одним из условий предоставления субсидий из федерального бюджета и гарантий из областного бюджета является разделение авиакомпании и аэропорта Калининграда, которые сейчас объединены в одно предприятие. Клебанов говорил, что авиакомпания должна быть разделена на аэропортную и летную части в ближайшее время. По его словам, "КД авиа" является последней авиакомпанией в России, где это разделение еще не произошло.

Губернатор Калининградской области Георгий Боос, а также глава Росавиации Геннадий Курзенков обвинили в проблемах компании неэффективную тактику управления прежнего руководства.

Они напомнили, что федеральная и местная власти пытались спасти авиакомпанию, предоставив ей 4 миллиарда рублей для внесения в уставный капитал и бюджетные гарантии для погашения долгов по зарплате. Однако руководители "КД авиа" не разделили аэропорт и авиаперевозку на две самостоятельные компании, а также не объявили допэмиссию, что было необходимым условием получения субсидии.

В настоящее время власти Калининградской области обсуждают возможность создания новой авиакомпании на базе или вместо "КД авиа".

Аналитики считают, что новая авиакомпания вместо "КД авиа" может быть создана в 2010 году

Эксперты, опрошенные РИА Новости, считают, что создание нового российского авиаперевозчика вместо или на базе авиакомпании "КД авиа" возможно уже в 2010 году при грамотно составленном бизнес-плане и квалифицированной команде, которая будет работать в новой авиакомпании.

Глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев отметил, что проблема "КД авиа" связана с тем, что финансовое положение авиакомпании затруднительное и те крупные инвестиции, которые были вложены в нее, еще не вернулись.

По его словам, сейчас очевидно, что если создавать некую авиакомпанию вместо или на базе "КД авиа", которая будет обладать, в частности, квалифицированным персоналом, грамотно выстроенной сетью продаж, то это можно сделать с гораздо меньшими издержками, и 3,5 миллиарда рублей для этого будет вполне достаточно.

Вместе с тем, по его мнению, создание новой компании возможно по бизнес-модели, по которой создавалась "КД авиа". Ближайшие три месяца администрация Калининградской области, скорее всего, будет придумывать бизнес-план с помощью какой-нибудь консалтинговой компании. За это время есть шанс многое потерять. Но с другой стороны, пока сотрудники "КД авиа" не разбежались, то в том или ином виде можно было бы стартовать с 2010 года, отметил глава аналитической службы агентства "Авиапорт".

Гендиректор консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак, со своей стороны, также считает, что создание новой авиакомпании вместо или на базе "КД авиа" возможно, но все будет зависеть от того, какую соберут команду. По его словам, нужны очень хорошие специалисты, которые бы увлеклись новым проектом. Говоря об инвестициях в создание нового авиаперевозчика, он отметил, что тех же 4 миллиардов рублей, которые правительство выделило для "КД авиа", хватит.

Директор по развитию департамента корпоративных финансов ИФК "Метрополь" Максим Розенблит, в свою очередь, сказал, что еще в конце прошлого года сегодняшний исход ситуации, сложившейся в "КД авиа", для аналитиков ИФК "Метрополь" был вполне предсказуем. Мало кто сомневается, что в самое ближайшее время авиаперевозки на калининградском направлении восстановятся: будет создана новая компания, либо существующие игроки увеличат частоту рейсов, считает он.

По его мнению, маловероятно, что новые операторы калининградского направления смогут выйти на более интересную бизнес-идею, чем обычные региональные перевозки.