ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД, 15 дек - РИА Новости, Андрей Летягин. Обвиняемый в причастности к подрыву "Невского экспресса" в 2007 году житель Ингушетии Макшарип Хидриев на процессе в Новгородском облсуде опроверг данные им же на предварительном следствии показания о своем родстве со вторым фигурантом, жителем Ингушетии Саламбеком Дзахкиевым, передает корреспондент РИА Новости из зала суда.

Во вторник во время допроса Хидриева по инициативе гособвинения были оглашены протоколы его допросов в ходе предварительного следствия.

Согласно протоколам, Хидриев на следствии частично признавал вину в преступлении, в частности, в том, что доставил в Маловишерский район взрывчатку для теракта, о котором он знал и который, по его показаниям, произвели Дзахкиев и некий "Азиз" ("Паша"), под которым подразумевался ныне находящийся в розыске бывший российский военнослужащий Павел Косолапов.

По тем же протоколам, за соучастие в теракте Хидриеву были обещаны 20 тысяч долларов, из которых он получил только 5 тысяч, а в передаче остальных ему отказал Дзахкиев, который также угрожал ему и его семье расправой в случае отказа от участия в теракте.

Согласно протоколам, на следствии Хидриев утверждал, что Дзахкиев является его "родственником по отцовской линии".

Во время процесса во вторник Хидриев категорически отказался от показаний, данных им на следствии, в очередной раз заявив, что он дал их под давлением.

Протоколы допросов Хидриев назвал "сказками", которые, по его словам, были сочинены членами следственной группы.

"Это - не мои показания", - сказал он.

По словам подсудимого, правдивыми были только те показания, которые он дал сразу после его доставки в Москву после задержания в Ингушетии 23 августа 2007 года.

"Эти показания были правдивы, все остальное - ложь", - сказал он.

Представитель гособвинения обратил внимание на то, что даже самые первые показания на следствии, которые Хидриев давал в Москве, расходятся с теми, которые он дал во вторник в суде.

Эти расхождения Хидриев объяснил состоянием стресса, в котором он находился после задержания, и желанием любым способом заявить о непричастности к теракту.

"Я в жизни не был в Новгородской области", - заявил подсудимый.

Представитель гособвинения обратил внимание Хидриева на то, что показания на предварительном следствии были им собственноручно подписаны.

"Я даже не знаю, что я подписывал (на следствии)", - ответил подсудимый.

"Я впервые встретился с Дзахкиевым на очной ставке", - пояснил он о характере отношений со вторым фигурантом дела.

По словам Хидриева, материалы, добытые следствием благодаря установке в его камере в изоляторе спецустройств и ставшие позднее одним из доказательств его вины, были "заранее согласованы" членами следственной группы.

По окончании заседания один из присутствовавших на процессе юристов в кулуарах облсуда назвал показания, данные во вторник Хидриевым, "путанными".

Поезд номер 166 сообщением Москва-Санкт-Петербург "Невский экспресс" был подорван под Малой Вишерой 13 августа 2007 года. Согласно данным представителя Новгородской облпрокуратуры, теракт был совершен группой, подконтрольной одному из наиболее известных чеченских боевиков Доку Умарову.

Пострадали 60 человек, 30 человек были госпитализированы, жертв не было. Сумма ущерба ОАО "РЖД" превысила 236 миллионов рублей.

В организации теракта подозревается Косолапов, дело которого впоследствии было выделено в отдельное производство. По подозрению в причастности к теракту в августе 2007 года в Ингушетии были задержаны Хидриев и Дзахкиев.

Дзахкиеву и Хидриеву были предъявлены обвинения по пунктам "а" и "в" части два статьи 205 (теракт), пунктам "а" и "г" части два статьи 112 (умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести) и части три статьи 222 УК РФ (незаконное приобретение, передача и перевозка взрывчатых веществ организованной группой). За наиболее тяжкое из этих преступлений законодательство предусматривает лишение свободы на срок до 20 лет.

Суд над ними начался 30 июня 2009 года. Дзахкиев и Хидриев виновными себя не признают.

Повторно "Невский экспресс" был подорван 27 ноября 2009 года у границы Новгородской и Тверской областей. Погибли 26 человек, пострадали 92.

По факту преступления расследуется дело, возбужденное по статьям 205 (теракт) и 222 УК РФ (незаконный оборот оружия).