МОСКВА, 4 фев - РИА Новости. Бывший начальник ОВД "Царицыно" Денис Евсюков, которого обвиняют в стрельбе в супермаркете на юге Москвы в апреле прошлого года, в четверг изложил "тройке" судей Мосгорсуда свою версию того, как он пережил торжества по поводу своего 32-летия и ночь после них.

Обвиняемый уверяет, что не имел умысла на убийство кого бы то ни было, заявляет, что не помнит ничего с момента празднования до момента задержания, и говорит, что признает только то, что сам видел на записи с камер наблюдения.

Как считает следствие, в ночь на 27 апреля 2009 года Евсюков устроил стрельбу в супермаркете "Остров" на Шипиловской улице. По данным следователей, милиционер убил двух человек и совершил покушение на убийство 21 гражданина. Судебная экспертиза признала Евсюкова полностью вменяемым.

Он обвиняется по части 2 статьи 105 УК РФ (убийство), части 3 статьи 30 УК РФ и части 2 статьи 105 УК РФ (покушение на убийство), статье 317 УК РФ (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) и части 1 статьи 222 УК РФ (незаконный оборот оружия). Подсудимому грозит наказание вплоть до пожизненного лишения свободы.

Признает вину частично

Майор Евсюков достаточно неожиданно начал давать свои показания в четверг. По ранним заявлениям его адвоката Татьяны Бушуевой, ожидалось, что на этой неделе пройдет допрос свидетелей и изучение письменных доказательств невиновности подсудимого, а допрос последнего был намечен на 9 февраля.

Однако в первый же день выступления стороны защиты Евсюков изложил свою версию событий в свободной форме.

Он начал свое выступления с объяснения, почему еще в начале процесса он сообщал, что признает вину частично.

"Потому что после задержания из средств массовой информации, находясь в следственном изоляторе, я видел, что на съемках я, а также тот фрагмент, где я стреляю в кассиршу супермаркета "Остров" и хожу по торговому залу с пистолетом.

Передо мной были продемонстрированы фрагменты видео, были испуганные люди, видел, как я стреляю в молодого парня, видел, как мучал девушку, таскал ее по залу", - сказал Евсюков.

Он добавил, что при этом ему трудно описать его состояние, поскольку, по его словам, он не знает, "зачем и почему был там".

Практически идеальный милиционер, каким его в первой половине дня представляли суду свидетели защиты, признал, что причинил людям, находящимся в ту ночь в супермаркете, "горе и страдания".

"(Я) верю в то, что кассир погибла из-за меня, молодые люди получили ранения, в этом есть моя вина, и поэтому я признаю себя виновным частично", - сказал Евсюков.

Не мог желать зла незнакомым

На этом "признательная часть" закончилась, и 13 из 15 минут своей речи Евсюков пытался донести до присутствовавших в зале, и в первую очередь до судей, то, что не мог желать зла незнакомым людям, убивать их или пытаться лишить жизни.

Как следует из рассказа Евсюкова, с убитым водителем Сергеем Евтеевым он раньше "не встречался, а здравый рассудок подсказал бы, что лишать человека жизни, стреляя в него из пистолета, в моем положении просто абсурдно".

Также он не признал себя виновным в покушениях на жизни Сергея Лавриненко, получившего несколько огнестрельных ранений, Антона Кондакова и его девушки Евгении Самородовой, также получивших несколько ранений. "Эти люди ничего не сделали мне, а элементарный подход к доказательствам по делу свидетельствует о том, что я не мог покушаться на их жизнь", - заявил Евсюков.

Также он считает, что не может быть виновным в посягательстве на жизнь сотрудников милиции, поскольку "не мог, а точнее не хотел никого из милиционеров ранить или оказать им физическое сопротивление".

При этом он обратился к милицейскому руководству страны и столицы, а также ко всем сотрудникам московской милиции с извинениями за то, что "дал возможность негативно высказываться в их адрес и о деятельности милиции в целом".

Также Евсюков выразил соболезнования родственникам погибших и принес извинения пострадавшим, потому что "прекрасно понимает, каково людям, теряющим близких".

Провал в памяти

Как следует из показаний Евсюкова, из его сознания выпал самый важный для установления истины период - с того момента, как с подарками направился из кафе домой, и до момента, когда обнаружил себя во дворе супермаркета, где его задержали оперативники.

Поэтому он не смог объяснить, откуда у него появились боеприпасы и пистолет, которого, по словам Евсюкова, он в своих руках даже не чувствовал. При этом он достаточно подробно описал большую часть дня 26 апреля 2009 года: во что был одет, как вышел из дома, как инструктировал подчиненных в ОВД о работе в праздник "Красная горка", как ездил на проверку работы нарядов на Котляковское кладбище, как началось и проходило празднование в ресторане "Авиньон".

Подсудимый отметил, что за все время, проведенное в ресторане, выпил 350-400 граммов водки, "был в подпитии, но пьяным себя не ощущал". Он добавил, что даже во время празднования своего дня рождения периодически созванивался с дежурным, уточняя обстановку на вверенной ему территории.

Затем Евсюков сказал, что ему предлагали направиться для продолжения застолья в другое место, но после окончания вечера в этом заведении он с подарками поехал домой на какой-то машине. Ряд других свидетелей по делу - в том числе супруга майора - рассказывали, что торжество продолжилось в другом кафе под названием "Голден тайм". При этом сам Евсюков о событиях в этом заведении ничего не сказал, сразу перейдя к тому, как пришел в себя себя на заднем дворе супермаркета.

Следователи и психиатры не помогли

Экс-глава ОВД "Царицыно" полагает, что следователи или психиатры могли бы прояснить картину произошедшего, однако первые не сделали этого ввиду отсутствия времени, а что касается врачей, то, по словам Евсюкова, председательствующий экспертной комиссии ему сразу объяснил, что он "должен понимать, что дело является резонансным и заказным".

Он сообщил суду, что неоднократно просил о проведении теста на детекторе лжи, в чем ему было отказано.

Однако результат психиатрической экспертизы, признавшей его вменяемым, Евсюкова не удивил, поскольку он сам считал себя полноценным человеком, способным работать в правоохранительных органах.

Зато Евсюков удивился, почему следователей не заинтересовал тот факт, что 32-летний мужчина, достигший к этому возрасту достаточно высокой должности и имеющий карьерные перспективы, "ведет себя как обычный бандит".

Также, по словам подсудимого, во время доставки его в ОВД "Зябликово" с места задержания с ним никто не разговаривал, тогда как задержавшие его милиционеры на допросе в суде утверждали, что спрашивали, зачем он это сделал. При этом он подтвердил, что у него с занимавшим тогда пост начальника ГУВД Москвы Владимиром Прониным состоялась одна беседа, подробностей которой подсудимый не раскрыл.

В заключение Евсюков сказал, что за полтора-два часа в ночь с 26 на 27 апреля 2009 года его жизнь "не только переломилась - ее просто не стало".

Процесс продолжается

Председательствующий в процессе судья Дмитрий Фомин принял решение о переносе заседания на вторник, 9 февраля. Тогда свои вопросы Евсюкову смогут задать адвокаты, потерпевшие, свидетели, прокуроры и профессиональные судьи, коллегию которых майор сам выбрал для рассмотрения его дела.