МОСКВА, 10 фев - РИА Новости. Защита экс-главы московского ОВД "Царицыно" Дениса Евсюкова в среду закончила представление суду своих доказательств. "Тройка" судей назначила на 16 февраля стадию прений по уголовному делу, где сторона обвинения, в суде состоящая из двух прокуроров, трех адвокатов и почти трех десятков потерпевших, сойдется с одним адвокатом майора в непосредственной дискуссии о его дальнейшей судьбе.

По версии следствия, майор Евсюков в ночь на 27 апреля устроил стрельбу в супермаркете "Остров" на Шипиловской улице. Он обвиняется в убийстве двух человек и покушении на убийство 21.

Судебная экспертиза признала бывшего милиционера полностью вменяемым. Евсюкову, чьи действия квалифицированы по четыре статьям Уголовного кодекса РФ, грозит пожизненное лишение свободы.

Свободное выступление и допрос с пристрастием

Адвокат майора Татьяна Бушуева "уложилась" с представлением доказательств защиты в три дня. При этом два из них отвели под выступление самого обвиняемого, который, сначала в свободной форме, а затем отвечая на вопросы участников процесса, изложил свою версию событий.

Показания Евсюкова значительно картину произошедшего прояснить не смогли. Как говорит экс-милиционер, он не помнит период с того момента, когда он с подарками на свой день рождения направился из кафе домой, и до момента, когда обнаружил себя во дворе супермаркета, где его задержали оперативники.

Евсюков признает себя виновным только в тех преступлениях, которые зафиксировала камера слежения в магазине "Остров", то есть в нападении на нескольких покупателей и убийстве женщины-кассира. При этом экс-милиционер категорически отрицает, что мог иметь какой-то умысел на лишение жизни людей по дороге к супермаркету, равно как и возможности и желание сопротивляться милиционерам при задержании.

Подсудимый воспользовался присутствием на процессе прессы и выразил соболезнования родственникам погибших, извинился перед потерпевшими и милицейским начальством за то, что "дал возможность негативно высказываться в их адрес и о деятельности милиции в целом".

В определенный момент Евсюков отказался отвечать на вопросы адвокатов, воспользовавшись правом не свидетельствовать против себя, которое дает 51 статья Конституции РФ.

Как подчиненный

В Мосгорсуд, где проходят слушания по делу, на каждое заседание по первому приглашению приходили свидетели защиты, чего не делали вызываемые обвинением, дожидаясь, пока суд не затребует их присутствия. За последние три дня процесса в суде выступили практически все бывшие начальники Евсюкова, некоторые подчиненные, был оглашен ряд документов - благодарности, характеристики, биллинги, уточняющие время событий злополучной ночи с 26 на 27 апреля 2009 года.

Все милицейское руководство, выступавшее в эти дни в суде, единодушно утверждало, что Евсюков представлял собой практически идеал сотрудника правоохранительных органов, его называли добросовестным и инициативным, спокойным, но решительным. Дослужившийся к 32 годам до достаточно высокой должности, майор сдержанно радовался назначению главой ОВД и работал почти круглосуточно и без выходных, заявляли свидетели.

При этом практически каждый выступавший отмечал, что Евсюкову было тяжело. Он и сам говорил, что хотя не хочет вызвать к себе какую-то жалость, но, возможно, "надо было относиться к себе бережнее".

"Сказать, что работал на вершине своих эмоциональных возможностей, можно, и я этого не скрываю", - сказал Евсюков.

Но никто из его бывших руководителей, впрочем, как и он сам, не могут объяснить, что же произошло с майором, почему он взял в руки оружие и пошел стрелять в людей. Все милицейские чины, бывшие или действующие, сходились в одном - у Евсюкова произошло помутнение рассудка, при этом вряд ли связанное с алкоголем, которым обвиняемый не увлекался.

Как начальник

В свою очередь бывший подчиненный майора в криминальной милиции ОВД "Чертаново" Сергей Ревин рассказал суду, что в подчинении у обвиняемого тогда находилось порядка 20 человек, и ни у кого из них, по словам свидетеля, не было недовольства из-за того, что их руководитель значительно моложе некоторых сотрудников.

"Должность его была, может, и сидячая, но он часто выезжал на место, помогал работать", - охарактеризовал работу Евсюкова Ревин.

Никто из свидетелей ни самостоятельно, ни отвечая на наводящие вопросы не смог сказать, что Евсюков был втянут в какие-то конфликты на службе, кого-то из коллег не устраивал по тем или иным причинам.

Как друг

Характеристику Евсюкову как человеку и другу давал в суде и один из немногих гражданских товарищей майора - экс-сотрудник службы безопасности Микояновского мясокомбината Дмитрий Гулинец. По его словам, подсудимый - уравновешенный, рассудительный человек, никогда не напивавшийся вусмерть.

При этом, по словам Гулинца, он не замечал разлада в семье своего друга. При встречах друзья старались не обсуждать работу, их объединяла одна страсть - к рыбалке.

Как фигурант

В суд был приглашен единственный свидетель защиты, не знавший майора лично - руководитель общественного движения "За социальную справедливость" Игорь Смыкаев. В июне минувшего года в газете "Московский комсомолец" был опубликован материал о беседе Смыкаева с неким человеком, якобы представившем диктофонную запись разговора с неизвестным. По словам Смыкаева, этот человек на записи, будучи в состоянии алкогольного опьянения, признавался, что подсыпал психотропный препарат в бокал Евсюкова на праздновании его дня рождения.

Однако никаких доказательств - ни имени собеседника, ни записи беседы - свидетель предоставить не смог. Он лишь добавил, что, по его мнению, прояснить ситуацию могло бы проведение с Евсюковым сеанса глубокого гипноза.

Как "подэкспертный"

В последний день представления доказательств в защиту Евсюкова перед судьями выступил один из врачей-докладчиков перед экспертной комиссией, которая проверяла майора на вменяемость. Психиатр центра имени Сербского Андрей Григоров еще раз поручился за верность заключения специалистов, признавших Евсюкова психически здоровым, добавив, что майор не был зависим ни от алкоголя, ни от наркотиков.

Также, по его словам, эксперты исключили возможность того, что обвиняемый в момент совершения преступления был под гипнозом.

Григоров подчеркивал в своем выступлении, что врачи не выпускали из внимания и из исследования ничего из имевшихся у них материалов, будь то показания свидетелей из уголовного дела, проклиническое исследование или собственный рассказ подсудимого, даже если они противоречили друг другу. Ранее Евсюков заявлял, что многое из того, что он рассказывал экспертам, не вошло в итоге в заключение специалистов.

Бумажные свидетельства

Среди оглашенных адвокатом Бушуевой документов, описывающих Евсюкова, были благодарности и грамоты, удостоверения к нагрудным знакам и медалям, характеристики с места службы и жительства.

Из служебной характеристики, данной Евсюкову временно исполняющим обязанности главы УВД Южного административного округа в июне минувшего года, следует, что майор "умеет принимать быстрые решения", является "вежливым и тактичным в общении".

По месту жительства экс-главу ОВД "Царицыно" характеризовали как спокойного соседа. Стало известно, что он проживал там с 1995 года, и за это время у него накопилась задолженность в 10,3 тысячи рублей.

Представление доказательств стороной защиты завершилось фразой самого майора Евсюкова: "Мне нечего добавить". Более развернутое, но уже последнее в этом процессе выступление Евсюкова, возможно, состоится 16 февраля, по окончании прений сторон.