Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ

Современная французская философия учит: ничто, произошедшее один раз, нельзя назвать событием. Это может быть случайностью, необъяснимым сбоем метафизических основ окружающей реальности. Только в случае повторения такого явления оно заслуживает внимания и наименования. С большой долей вероятности можно утверждать, что в ближайшие две недели таким событием станет парламентское расследование.

Закон о высшей форме парламентского контроля приняли четыре года назад. Однако за время существования Госдумы было проведено только одно парламентское расследование – причин и обстоятельств совершения террористического акта в школе №1 г. Беслане 1-3 сентября 2004 года.

Авария, произошедшая 17 августа, на Саяно-Шушенской (СШ) ГЭС стала поводом для инициирования второго в новейшей российской истории парламентского расследования. Спикер Госдумы Борис Грызлов на первом заседании осенней сессии нижней палаты парламента заявил о готовности реализовать эту инициативу "Единой России".

Предполагается, что комиссию возглавит председатель комитета по энергетике «единоросс» Юрий Липатов. Выступая на заседании палаты, он сообщил, что 25-27 августа участвовал в работе правительственной комиссии по расследованию причин аварии. "Поэтому, что нам делать в ближайшее время, у нас понимание есть", - сказал Липатов.

Состав комиссии

В состав комиссии от Госдумы должно входить равное число представителей всех депутатских объединений, причем, если какая-либо оппозиционная фракция откажется направить своего представителя в комиссию, это не станет препятствием для ее создания.

Члены комиссии имеют право отправлять необходимые запросы, приглашать для дачи объяснений должностных и других лиц, которые могут сообщить важную информацию о деле.

От каждой из палат парламента выбирается по сопредседателю комиссии, однако руководить комиссией на практике будет один человек: им станет тот, кто будет назначен докладчиком по итогам расследования. По закону доклад комиссии является единственным итогом ее деятельности.

Предполагается, что сопредседателем комиссии от Совета Федерации РФ станет зампредседателя комиссии по естественным монополиям Валентин Межевич.

Чем займется комиссия?


Потенциальный глава парламентской комиссии Липатов считает, что в первую очередь она должна сосредоточиться на изучении результатов расследования правительственной комиссии. Будут выслушаны руководители Министерства энергетики, менеджеры «Русгидро», самой Саяно-Шушенской ГЭС, а также председатель правительственной комиссии по расследованию причин аварии, глава Ростехнадзора Николай Кутьин, сообщил Липатов.

По результатам парламентского расследования комиссия подготовит итоговый доклад. В тексте должны содержаться выводы об обстоятельствах, которые расследовала комиссия. Отметим, что парламентская комиссия не принимает решений, имеющих уголовно-правовое или иное юридическое значение. Он лишь констатирует имевшие место нарушения закона, а при необходимости может выдвинуть инициативы о принятии нормативных актов и предложения освободить от должности лиц, чьи действия привели к трагическим событиям. Итоговый доклад может направляться также в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и генеральному прокурору РФ.

Идею проведения расследования аварии СШ ГЭС на таком высоком уровне можно только приветствовать. Однако результаты работы предыдущей комиссии вызывают опасения, что парламент может ограничиться формальным заявлением. В связи с этим некоторые эксперты с недоверием относятся к созданию парламентской комиссии, полагая даже, что она призвана спрятать истинные причины аварии СШ ГЭС.

В любом случае, решение об учреждении комиссии еще только должно быть принято пленарным заседанием Федерального собрания РФ в течение 15 дней, однако Липатов уже объявил о первом парламентском мероприятии, посвященном последствиям катастрофы на СШ ГЭС. Комитет по энергетике предложил провести 22 октября парламентские слушания на тему законодательного обеспечения гидроэнергетических объектов во время эксплуатации.

Расследование СКП РФ

Усилия парламентской комиссии в этом расследовании будут не одиночны. В причинах аварии на СШ ГЭС разбирается и Следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ. На этой неделе руководитель ведомства Александр Бастрыкин лично проинспектировал ход расследования. Во время проведения совещания он поручил проверить правильность действий руководства станции при спасении персонала ГЭС в момент аварии и ликвидации ее последствий.

По словам заместителя начальника следственного отдела СКП РФ по Сибирскому федеральному округу Владимира Ануфриева, Бастрыкин не высказал каких либо претензий к работе следователей на месте катастрофы и сообщил, что посетит место аварии еще раз.

"Мы возбудили уголовное дело. Там на месте работает большая бригада следователей. Террористический акт исключен. Дела по технике безопасности, по трудовым нарушениям требуют серьезных технологических экспертиз. Назначены необходимые экспертизы", - отметил Бастрыкин.

Также он добавил, что произошедшая катастрофа  - это закономерный итог состояния нашей гидроэнергетики. Напомним, два года назад СШ ГЭС была проверена Счетной палатой, обнаружившей 85% технологического износа. По словам главы ведомства Сергея Степашина, было направлено представление в правительство и письмо в Генеральную прокуратуру. В ответе, сообщает Степашин, Счетной палате указали, что СШ ГЭС - акционерное общество, поэтому ремонт ее должен проводиться за счет акционеров.

Бастрыкин пообещал определить взаимосвязь между аварией СШ ГЭС и фактом невложения денег, несвоевременного профилактического ремонта, нарушения технологии в процессе эксплуатации, действиями персонала. По его словам, будет вынесено взвешенное решение, с участием большого количества специалистов.

Зарубежный опыт

Как форма контроля парламента за деятельностью исполнительной ветви власти парламентское расследование применяется в практике ряда зарубежных стран. При этом обычно в двухпалатном парламенте комиссии по расследованию создаются в обеих палатах. Например, в США расследование ведут комитеты и подкомитеты, а также специальные комиссии обеих палат Конгресса.

Показания комиссиям Конгресса обязаны давать высшие чиновники страны, в том числе президенты США, не смотря  даже на то, что право высших органов законодательной власти проводить расследования не зафиксировано в Конституции страны. Неявка по вызову может квалифицироваться как "неуважение к Конгрессу" с вероятной перспективой судебного преследования.

По результатам расследования сами комитеты и комиссии окончательного решения не принимают. Их информация является основой докладов, направляемых в Сенат или Палату представителей. В отношении конкретных должностных лиц материалы комиссии могут быть направлены в суд, а для президента, последствием проведенного Конгрессом расследования, может быть инициирование процедуры импичмента. Свидетели же, которые дают показания комиссиям Конгресса, могут избежать уголовного наказания в обмен за откровенность.

Подобные расследования проводятся в США регулярно, однако большинство из них не привлекают внимания средств массовой информации и широкой публики.

Российский опыт


Трижды власти нашей страны пробовали в различных формах реализовать на практике институт парламентского расследования. При этом он не был закреплен в Конституции и оставался практически не легитимным.

Парламентская комиссии Верховного совета СССР по расследованию трагических событий, происшедших в Тбилиси 9 апреля 1989 года, Парламентская комиссия Верховного Совета Российской Федерации по расследованию причин и обстоятельств событий августа 1991-го, и Парламентская комиссия по расследованию причин и обстоятельств совершения террористического акта в г. Беслане Республики Северная Осетия - Алания 1- 3 сентября 2004 года; ни одна из этих комиссий не сумела добиться существенного результата.

Так, например, парламентская комиссия по расследованию трагедии в Беслане, возглавляемая вице-спикером верхней палаты Александром Торшином, была создана через две недели после теракта. Комиссия в режиме секретности работала более двух лет, однако, кому предназначались результаты ее работы, осталось неясно. Потерпевшие в бесланской трагедии утверждали, что выводы в докладе комиссии не соответствуют тому, что происходило 1-3 сентября 2004 года.


Если парламентская комиссия и на этот раз превратит отчет о своей работе в художественную прозу, тогда без всякой помощи французских философов можно будет утверждать, что Россия лишилась в обозримом будущем одного из наиболее перспективных механизмов контроля над действиями властей.