Состояние дел с арбитражными спорами является барометром экономической ситуации в стране. В своем выступлении в Совете Федерации председателя Высшего Арбитражного Суда (ВАС) РФ Антон Иванов подвел итоги года с начала кризиса и рассказал о ряде новых предложений по оптимизации работы арбитражных судов.

Чем грозит кризис…

После начала финансового кризиса количество обращений в арбитражные суды заметно выросло. Более всего (на 90%) увеличилось число исковых заявлений по неисполнению сторонами их договорных обязательств. Примечательно, что число споров других категорий (административных, о банкротстве) изменилось мало.

Нагрузка на судей арбитражных судов достигла критических уровней. Она и ранее была высокой - 15,6 дела на одного судью в месяц, что вдвое выше, чем в Европе. Но в первой половине 2009 года этот показатель и вовсе достиг 45, а в крупных промышленных городах - до 100 дел. Т.е. арбитражные судьи в три-четыре раза больше дел, чем это должно быть.

В связи с этим глава ВАС предупреждает, что в ближайшее время российскому арбитражу грозит целый комплекс самых тяжелых проблем. В частности, такая нагрузка на судей может привести к массовому нарушению судами сроков рассмотрения дел, снижению качества рассмотрения дел, а, следовательно, уменьшится и эффективность работы всей арбитражной судебной системы РФ.

Надо заметить, что в условиях, когда в день приходится рассматривать несколько дел, судьи принимают менее мотивированные решения, поскольку не остается времени на написание хорошо обоснованных, а значит и длинных, постановлений. В результате увеличивается количество обжалований, рассматривать которые снова приходится судьям арбитражного суда. Получается замкнутый круг, который ведет к деградации судебной системы.

Кроме того, общий уровень квалификации судей снижается из-за проблем с материально-техническим обеспечением арбитражных судов и финансовым – судей. Это приводит к массовому оттоку профессиональных кадров, многие из судей уходят в бизнес. "Доходит до того, что дела по многомиллиардным суммам готовит сотрудник аппарата, проработавший не больше трех дней в суде", - приводит пример глава ВАС. 
"Барометр" арбитражных судов, по словам Иванова, показывает, что последствия беспрецедентного кризиса будут ощущаться еще достаточно долго. Волна экономических споров, доходящих до обращений в суды, продолжает подниматься.

В этих условиях, снижение доверия делового сообщества к арбитражным судам, что, по прогнозам Иванова, станет следствием их нынешней перегруженности, может нанести существенный вред процессу восстановления российской экономики. Кроме того, есть угроза возвращения к ситуации недавнего прошлого, когда экономические споры между юридическими лицами решались в административном порядке: подавалась жалоба, и дальше просто ждали решения начальника.

…и как его побороть

Нынешнее положение дел в арбитражной системе выглядит особенно абсурдно, если иметь в виду, что перегружают ее, по большей части, "копеечные дела". Например, иск пенсионного фонда о взыскании 15 рублей. По экспертным оценкам, количество таких споров составляет от трети до половины всех дел. Проблема в том, что в России нет стимула к внесудебному рассмотрению споров, ведь стоимость судебного рассмотрения невысокая.

Решить эту проблему Антон Иванов предлагает введением по искам до 100 тысяч рублей упрощенной процедуры рассмотрения дел без проведения публичного устного судебного разбирательства. Это существенно сократит и временные, и материальные затраты на рассмотрение малозначительных дел, убежден глава ВАС.

Вообще, по мнению Иванова, в суде должны рассматриваться только дела об оспаривании актов налоговых иных уполномоченных органов о взыскании данных платежей за счет денежных средств или иного имущества плательщика. От судебного же механизма взыскания недоимок, штрафов, пеней и прочих обязательных платежей необходимо полностью отказаться, что позволит разгрузить арбитражные суды от излишней работы.

Одним из наиболее эффективных средств борьбы с ростом количества судебных дел признается введение альтернативных процедур разрешения споров. Например, активное внедрение примирительных внесудебных процедур, осуществляемых при помощи медиаторов. Иванов предлагает найти экономические стимулы для развития внесудебного разрешения споров. Проиграть дело в суде должно быть дороже, чем прибегнуть к внесудебному примирению, как с финансовой, так и с репутационной точки зрения.

На данный момент, наше правосудие – одно из самых доступных в мире. По словам экспертов, максимальная госпошлина в арбитражном суде первой инстанции составляет около 100 тысяч рублей. "Стоимость" кассации значительно ниже — 1000 рублей. Такие скромные расценки и приводят к тому, что граждане по малейшему поводу идут в суд.

Заметим, что еще одна инициатива Антона Иванова, касающаяся необходимости запрета на оспаривание актов, вынесенных на основании упрощенной процедуры, скептически оценивается экспертами. Отмечается, что сумма в 80-90 тысяч может оказаться существенной для малого бизнеса, и лишать их возможности дальнейшего отстаивания своих прав легко расценить как дискриминацию, особенно если учесть возможность судебной ошибки. Таким образом, подобная практика может нарушить конституционное право на судебную защиту и поставить его в зависимость от размера бизнеса. Не стоит также забывать, что у предприятия может быть несколько «мелких» исков, общая сумма которых существенно превысит 100 тысяч.

Избранные инициативы ВАС

Внутри арбитражных судов в скором времени могут появиться специализированные суды, разрешающие споры отдельно по банкротствам, налогам, финансовым вопросам. Такого рода суды сравнительно давно функционируют в США, Германии. Налоговые суды в этих странах "разгружают" арбитражные суды.

Заслуживают упоминания и весенние инициативы Антона Иванова, направленные на оптимизацию работы арбитражных судов.

С апреля Высший арбитражный суд (ВАС) РФ начал публиковать ходатайства высоких чиновников по конкретным делам. Таким способом глава ВАС Антон Иванов решил бороться с давлением на судей. На официальном сайте ВАС в разделе информации по судебным делам можно увидеть, кто из высоких лиц интересовался тем или иным делом.

Такое решение позволило придушить своеобразный бизнес по организации официальных запросов в суды, когда за определенную плату посредники могли сделать так, что какое-нибудь высокопоставленное лицо направит в суд официальную бумагу о том, что дело находится на контроле. Предполагалось, что после этого судьи должны вынести нужный заказчику приговор.

В мае Иванов предложил создать "специальный дисциплинарный орган, который стал бы рассматривать жалобы на решения квалификационных коллегий, вплоть до Высшей квалификационной коллегии".

Глава ВАС считает, что это должен быть самостоятельный судебный орган, в который вошли бы представители всех судебных ветвей (общей юрисдикции, арбитража и Конституционного суда). Таким образом, по его мнению, рассмотрение дел о дисциплинарных нарушениях судей стало бы по-настоящему независимым и беспристрастным.