Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ

 

Министерство юстиции РФ не стало дожидаться, пока комиссия Госдумы подготовит законопроект об Интернете. Ведомство Александра Коновалова опубликовало свои поправки в законодательство об обеспечении безопасности государственных информационных ресурсов. Поправки вносятся в Уголовный (УК) и Административный (КоАП) кодексы, а также ряд федеральных законов.

Такие новации содержатся в подготовленном Минюстом законопроекте "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обеспечения безопасности использования государственных информационных ресурсов". Они были одобрены на оперативном совещании Совета безопасности 12 декабря 2008 г. Сейчас законопроект находится на рассмотрении в правительстве и может быть внесен в Госдуму еще до окончания осенней сессии.

Одним из главных мотивов для разработки данных поправок стал перманентный доступ к государственным базам данных различных групп населения. Пиратские диски с информацией о налогоплательщиках, автолюбителях и членах прочих социальных групп можно обнаружить на торговых лотках по всей Москве. Некоторые псевдоправовые Интернет-ресурсы и вовсе строят свою информационную политику, основываясь на взломанной базе данных сайтов высших судов страны. Существенной проблемой остаются хакеры. В 2008 году сотрудники Федеральной службы безопасности отразили около 1,2 миллиона хакерских атак на сетевые ресурсы госорганов. Годом ранее таких атак было на 200 тысяч больше.

Защитить госорганы от постоянной угрозы из сети Минюст предлагает ужесточением наказания для хакеров. Взлом официального сайта госоргана или системы электронного правительства предлагается подвести под новую статью в УК за номером 272-1 "Неправомерный доступ к государственным информационным системам и ресурсам ". Граждане, чем неправомерный доступ к госинформационным системам повлек уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, будут наказаны штрафом от 200 до 500 тысяч рублей либо исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет, или же лишением свободы на срок до 3 лет. Причем, если данное преступление осуществлено группой лиц по предварительному сговору, их ждет лишение свободы "на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо без такового". 

Таким образом, если какой-нибудь Интернет-ресурс захочет, допустим, выложить украденную с сайта Высшего Арбитражного суда базу анонсов судебных заседаний, его руководству это может грозить не только финансовыми и должностными потерями, но и ограничением свободы.

Напомним, в действующем УК под защиту статьи 272 (о неправомерном доступе к компьютерной информации) подпадает лишь "охраняемая законом информация на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети". Видимо, авторам этого закона еще не было известно о существовании такого явления как хакеры. В сферу интересов современных взломщиков практически не входят физические носители и записанная на них информация. А закона, запрещающего хакерам размещать на официальных ресурсах нужные им статьи, создавать дублирующие сайты и другим подобным образом компрометировать работу госорганов, до сих пор нет.
Как, впрочем, нет и внятного определения основных понятий, без которых нельзя создать законодательную базу работы в Интернете.

В нынешнем законопроекте, правда, Минюст дал свои определения некоторым терминам: "домен", "сайт", "оператор услуг сети "Интернет", "сетевой адрес" и даже "российский сегмент сети "Интернет". Однако дефиниция Рунета «как части сети Интернет, функционирующей на территории России" не помогает решить основную проблему – определения границ нашей страны во "Всемирной паутине". Пока не будет четких критериев, что следует называть российским сайтом, законы не будут работать, поскольку размытость формулировок позволит уйти от ответственности профессиональным взломщикам.

Законопроект Минюста не первая инициатива власти, направленная на повышение информационной безопасности госорганов. Так, несколько дней назад на заседании правительственной комиссии по федеральной связи и информационным технологиям было принято решение специально для пользователей ведомственных сетей разработать защищенный Интернет-браузер.

Сложно поспорить с тем, что эти законопроекты сделаны в правильном направлении, однако, по мнению экспертов, он нуждается в доработке после того, как будет внесен в Госдуму. В то же время принятие поправок Минюста в ближайшее время является актуальным вопросом для защиты судебной системы. Напомним, с 1 июля 2010 года вступает в силу Закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации". Он, в частности, устанавливает требования к объему информации, размещаемой в Интернете и в помещениях судов. Ответственность за превышение этого объема должна быть отражена в законопроекте Минюста.