Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ

 

Решать проблему роста числа наркозависимых глава Федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотиков (ФКСН) Виктор Иванов планирует согласно рекомендации резолюции ООН. Для этого в ближайшее время могут быть созданы специальные суды для наркозависимых.

Глава Госнаркоконтроля на пресс-конференции заявил, что поддерживает идею создания наркосудов в России. Он привел в пример опыт некоторых штатов США, где такие суды предоставляют наркозависимому, совершившему преступление небольшой тяжести, выбор между уголовным наказанием и лечением в специализированном учреждении. Особую роль в этом процессе планируется отвести наркологам, которые в данном случае должны будут удостоверять факт прохождения лечения. Иванов также считает правильным использование административного надзора.

Напомним, в прошлом году тема создания наркосудов уже поднималась в рамках парламентских интервью. Тогда инициатива ФСКН не нашла поддержки у парламентариев, посчитавших, что усложнение системы правосудия лишними структурами затруднит функционирование системы и отвлечет государство от проблемы эффективного использования уже имеющихся институтов.

Однако глава ФСКН утверждает, что нет никакой необходимости в создании отдельной ветви судебной системы. Понадобится лишь создать специальные коллегии в судах общей юрисдикции, которые бы занимались рассмотрением подобных дел.

Лечение будет сопровождать проведение наркологических тестов, уточнили в ФСКН. Если тест покажет, что больной снова взялся за наркотики, то он окажется на скамье подсудимых. При этом выбрать меру наказания оступившиеся смогут лишь раз.

В ближайшее время Иванов совместно с представителями других правоохранительных органов намерен посетить Майами и понаблюдать за процессом в одном из наркосудов, где обвиняемому будет предложено выбрать между лишением свободы и лечением от наркомании.

Чем опасны наркосуды

В прошлом году против инициатив главы ФСКН выступили правозащитники. Они опасались, что создание наркосудов приведет к росту уголовных дел против наркоманов.

Сегодня глава ФСКН мог бы их успокоить. Иванов считает необходимым уменьшать карательность по отношению к наркозависимым. Он воспринимает их как больных людей, которых следует лечить, а не наказывать.

Глава Госнаркоконтроля напоминает, что розничная торговля наркотиками осуществляется преимущественно наркоманами, которых вынуждают работать на оптовика. К этим людям следует проявлять максимальную гуманность, содействовать их лечению и возвращению к нормальной жизни.

В этой связи эксперты опасаются, что наркосуды станут лазейкой, помогающей торговцам уходить от ответственности. Российское законодательство уравнивает обычного наркомана, запасшегося для личных целей несколькими граммами героина, и торговца с килограммовой упаковкой наркотика, подготовленного к распространению. В обоих случаях применяется статья по "особо крупному размеру". При этом дилеры обычно "сидят на игле" как обычные наркоманы, что торговцы могут использовать в наркосуде, чтобы вместо восьми лет колонии добиться полугодичного лечения. 

Во избежание подобных случаев гуманность к наркоманам, должна уравновешиваться ужесточением законодательства в отношении наркобаронов и "менеджеров наркоагрессии". Глава ФСКН считает необходимым резко повышать наказание наркоторговцам-оптовикам, вплоть до пожизненного заключения за сбыт более одного килограмма героина. По его мнению, необходимо также существенно ужесточить наказание по отношению к лицам, которые сбывают наркотики несовершеннолетним.

Таким образом, перед введением в обиходную практику наркосудов следует исправить имеющиеся "дыры" в российском законодательстве. Тот факт, что в нем никак не выделены и не урегулированы вопросы, связанные с оптовым сбытом наркотиков, может привести к планомерному использованию полномочий наркосуда в коррупционных целях.

Американский опыт

На наш взгляд американский опыт применения наркосудов доказывает оправданность введения подобного института в России.
Вплоть до семидесятых годов прошлого века в США была популярна теория о взаимосвязи преступности и наркомании. В ее подтверждение эксперты Федерального Бюро по делам о наркотиках приводили статистику, согласно которой нарушители законов о наркотиках возглавляют список преступлений совершаемых в США, в который входят обвиненные во всех преступлениях - от бродяжничества до грабежа, мошенничества, подделки документов и т.д. Предполагалось, что долгие сроки тюремного заключения для наркоманов – лучший способ снизить высокий уровень преступности и решить проблему их обращения к наркотикам.

Эксперты ФБР считали недостаток интереса наркомана к лечению или рецидивы после лечения, достаточным поводом, чтобы не считать наркомана больным, и относиться к нему как к преступнику.

Однако позже зарубежные психологи пришли к убеждению, что даже те, кто не считали бы себя преступниками, будут считать себя таковыми, если к ним относиться как к преступникам. Обвинение только укрепляет человека в его пристрастии к наркотикам. Ярлык преступника усиливает социально-экономическую изоляцию наркомана, ограничивается выбор и доступ к работе, в итоге он возвращается к наркотикам и все более погружается в жизнь преступного сообщества. Таким образом, тюремное заключение только еще более укрепляет связь наркомании и преступности.

Также наркосуды позволяют решить проблему длительности рассмотрения дел и нехватки мест в тюрьмах. Любая альтернатива тюремному заключению является экономически выгодной, поскольку содержание одного заключенного обходится в десятки тысяч долларов в год. Кроме того, американские исследователи подсчитали, что в среднем, в наркосудах дела рассматриваются 10-15 дней, тогда как в других судах обычно более 5 месяцев.

Суды, посвященные лечению наркомании, стали в США одной из наиболее эффективных стратегий по реабилитации лиц, совершивших преступления, связанные с наркотиками.

Как устроены наркосуды

В наркосудах судьи, обвинители и защитники работают в рамках слушаний и собеседований, направленных не только на наказание, но и на исправление, лечение и реабилитацию. В наркосуде решающую роль играет общение между судьей и правонарушителем. Увеличивая частоту судебных слушаний, а также интенсивность и длительность контактов с правонарушителем, судья играет огромную роль в формировании у наркозависимого мотивации к реабилитации.

Важнейшими принципами деятельности наркосудов и предписываемых ими реабилитационных программ являются: немедленное и открытое вмешательство; скоординированный и всесторонний надзор; длительное лечение и последующая реабилитация; воздействие за допущенные нарушения программы; поощрение за успешное прохождение программы. Достаточно важным считают эксперты, чтобы в наркосуде все проступки профилактируемого лица вызывали немедленные и прямые последствия. Санкции должны следовать за нарушениями и применяться немедленно после их совершения.

Большой проблемой в деятельности наркосудов является определение сроков тюремного заключения. Как правило, использование длительных сроков тюремного заключения не способствует повышению его эффективности, и в действительности может даже препятствовать достижению целей, преследуемых программой наркосуда, отмечает эксперт Наталья Тарасова. Длительное тюремное заключение может подорвать остатки стабильности в жизни наркомана, подвигнуть его на преступный образ жизни и сократить сдерживающее влияние тюремного заключения как такового, тем самым, ограничивая эффективность предписанной судом реабилитации.

В то же время крайне сложно определить минимальный срок наказания, необходимый для достижения предупредительного эффекта приговора суда - сокращения преступности и снижения уровня потребления наркотиков. Такое наказание должно предварять использование дозированного применения целого спектра санкций, интенсивность которых увеличивается с ростом числа и серьезности проступков, и набора стимулов для поощрения и побуждения правонарушителей к успешному завершению реабилитационной программы.

Перспективы в России

Программа замены уголовной ответственности альтернативными видами исправительного воздействия, которые включают в себя лечение, а также прививание правонарушителям социальных, образовательных и профессионально-технических навыков, представляет собой мощное профилактическое средство, обеспечивающее эффективность реабилитации наркоманов. При этом, как показывает анализ дел наркосуда в США, большого числа повторных арестов, связанных с ускоренным рассмотрением дел в наркосудах, не наблюдается.

Заметим, что такая программа полностью соответствует государственному проекту по гуманизации наказаний. Еще в начале декабря прошлого года Дмитрий Медведев на VII Всероссийском съезде судей призвал облегчить меру пресечения за неопасные социальные деяния. Президент отметил, что в России огромное количество людей проходят через тюрьму, что серьезно усложняет их дальнейшую социализацию и негативно отражается на общественных установках. Поэтому, считает президент, если речь не идет о человеке, который совершил общественно опасное преступление, следует отказаться от меры в виде лишения свободы.

Однако многочисленные достоинства наркосудов не отменяют того факта, что редкий правонарушитель начнет свое участие в предписанной судом программе с мыслью о реабилитации. Не следует забывать, что подавляющее большинство наркозависимых изберут лечение в надежде обмануть систему и избежать тюремного заключения. Поэтому авторам реабилитационных программ следует иметь в виду, что любой пробел в надзоре за осуществлением программы, правонарушители обязательно обнаружат и используют.