Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ

 

Госкорпорации, в нынешнем своем виде, кажется, доживают последние дни. Уже весной 2010 года они могут быть преобразованы в акционерные общества. Потребность в их модернизации основывается на результатах проверки Генпрокуратуры, обнаружившей нецелевое использование финансов и имущества госкорпорациями, а также неэффективную работу их сотрудников.

Решить судьбу госкорпораций должен президент РФ Дмитрий Медведев. Вчера он ознакомился с итогами проверки эффективности и законности деятельности госкорпораций. Провести ее Медведев поручил три месяца назад Генпрокуратуре и Контрольному управлению для проверки госкорпораций.

Нарушения обнаружены во всех госкорпорациях, кроме "Росатома". Генпрокурор Юрий Чайка представил 22 уголовных дела, возбужденных по итогам проверки. Помощник президента Константин Чуйченко порекомендовал упразднить госкорпорации, работающие в конкурентной среде, а все остальные взять под жесткий контроль. Скорее всего, Дмитрий Медведев озвучит свое видение будущего госкорпораций в послании Федеральному Собранию 12 ноября.

Напомним, сейчас в России действуют семь госкорпораций: "Ростехнологии", "Роснано", "Росатом", Фонд содействия реформе ЖКХ, ВЭБ, "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ), "Олимпстрой". У этой формы юрлиц много преимуществ: в частности, они не могут быть признаны банкротами, на них не распространяются требования о раскрытии информации, отсутствует контроль госорганов.

Нецелевое использование средств

Многие из этих преимуществ вызывают серьезные нарекания у специалистов. Эксперты, например, отмечают, что госкорпорации живут на бюджетные деньги, которые по собственному усмотрению могут размещать в финансовые инструменты.

Наибольшие претензии у Генпрокуратуры вызвала "Роснано". Юрий Чайка обвинил возглавляемую Анатолием Чубайсом госкорпорацию в нецелевом использовании средств. Из 130 миллиардов рублей, переданных "Роснано" в конце 2007 года, по данным генпрокурора, потратил только 10 миллиардов, причем половина этой суммы пошла на обеспечение текущей деятельности. Остальные средства, по словам Чайки, размещаются на банковских депозитах.

Сходные нарушения были выявлены в деятельности госкорпораций "Внешэкономбанк" и АСВ.

Также в нецелевом и неэффективном расходовании финансовых и материальных ресурсов уличены «Ростехнологии». По фактам неправомерного отчуждения имущества пяти предприятий, принадлежащих госкорпорации, возбуждено 22 уголовных дела, в том числе по фактам преднамеренного банкротства. По словам специалистов, уводить крупную госсобственность из-под контроля государства госкорпорациям позволяют пробелы в законодательстве.

Впрочем, представитель "Ростехнологий" сообщил, что эти дела возбуждены по инициативе самой госкорпорации, активы выводились прежним руководством этих предприятий.

Заместитель гендиректора АСВ Андрей Мельников опровергает обвинения. Он утверждает, что по итогам проверки весной 2009 года Генпрокуратура не нашла у АСВ неэффективного или нецелевого расходования госсредств и ограничилась лишь техническими замечаниями. Он уточнил, что все замечания были устранены, и после весны никаких проверок Генпрокуратура в АСВ не проводила.

В свою очередь источник, близкий к "Роснано", сказал, что в конце 2009 года госкорпорация планирует инвестировать 30 миллиардов рублей. Средства вкладываются в проекты поэтапно, и в корпорации прогнозируют, что к концу 2010 года объем обязательств составит около 100 миллиардов рублей, добавил источник.

Нарушения при размещении госзаказов и торгов

Другой причиной неэффективного расходования выделенных бюджетных средств генпрокурор назвал тот факт, что на госкорпорации не распространяется требование законодательства о госзакупках товаров и услуг. По мнению Чайки, это "создает условия для использования избирательного подхода при выборе поставщиков, усиливает коррупционные риски".

Нарушения при размещении госзаказов и проведении торгов Генпрокуратура выявила в "Олимпстрое", "Роснано", АСВ и "Ростехнологиях". Кроме того, по словам Чайки, последние три госкорпорации замечены в заказе на стороне услуг, которые должны были выполнять сами, на что тратились немалые суммы.

"В частности, "Тройке Диалогу" "Роснанотех" оплатила 130 миллионов рублей за выполнение работ, которые должны выполнять сами, собственные структуры", - рассказал генпрокурор.

Замгендиректора АСВ отвергает и это обвинение. Он утверждает, что к агентству не высказывалось никаких претензий по неправомерному привлечению сторонних структур для выполнения работ для нужд госкорпорации.

"Олимпстрой" также не согласен с мнением Генпрокуратуры о непрозрачности процедуры размещения его госзаказов. По словам представителя корпорации, все торги проводятся в соответствии с решениями наблюдательного совета госкорпорации, информация о них открыта. Тот же факт, что госкорпорации не подпадают под действие закона о госзакупках, помогает им оперативно решать все процедуры.

Лишние бонусы и премии

Туманность российского законодательства в отношении госкорпораций, по мнению Юрия Чайки, привела к необоснованным расходам на оплату труда.

Дело в том, что Федеральный закон о госкорпорациях не определяет основных вопросов правового статуса их работников, а также каких-либо ограничений, связанных со спецификой их работы. Следствием этого упущения стала выплата сотрудникам в госкорпорациях малообоснованных премий и бонусов, а также предоставление социальных льгот и компенсаций, не сопоставимые с привилегиями госслужащих.

По  словам генпрокурора, такие факты установлены в госкорпорациях "Роснано", Фонд содействия реформе ЖКХ, "Олимпстрой", "Внешэкономбанк".

Напомним, еще в апреле Генпрокуратура обвинила Фонд содействия реформированию ЖКХ в расточительном расходовании бюджетных средств. Сообщалось, что его руководство получило в виде бонусов за прошлый год 55 миллионов рублей, а председатель правления Константин Цицин — 16,5 миллионов рублей. Всего же, по данным Генпрокуратуры, на выплаты сотрудникам было потрачено 234,9 миллиона рублей, что "сопоставимо с расходами на содержание в 2008 году центральных аппаратов Роснедр, Росархива, Роспатента, Росинформтехнологии и Роскартографии вместе взятых".

Представители Фонда утверждали, что бонусная политика после этого была пересмотрена: Цицин бонус вернул, остальные топ-менеджеры вернули частично, а в этом году никто не получит ни бонусов, ни премий.

Впрочем, многие работники в госкорпорациях, наоборот, жалуются, что они имеют сейчас только обязанности госслужащих, но не права.

Прогулы начальства

Особое внимание Юрий Ча    йка уделил эффективности работы сотрудников госкорпораций. Проверка показала, что руководство госкорпораций легкомысленно относится к обязанностям. Наблюдательные советы почти не собираются, многие вопросы решаются при заочном голосовании.

Так, например, 8 из 15 членов совета "Роснано" за два года проигнорировали две трети заседаний, в "Ростехнологиях" 11 из 16 советов прошли заочно, а выносилось на них 60 вопросов, в том числе отчеты о работе исполнительных органов.

Кроме того, по словам генпрокурора, ряд госкорпораций не выполняет функции, предусмотренные законом об их создании. Так, в «Роснано» поступило 1200 проектов, одобрено 36, а финансируется всего восемь, «и те носят локальный характер», сообщил генпрокурор. Аналогичные факты установлены в Фонде ЖКХ, "Олимпстрое" и "Ростехнологиях".

Предложения по модернизации

Чуйченко убежден, что госкорпорациям следует стать прозрачнее. В их наблюдательные советы должны войти представители государства, чьей задачей станет регулирование порядка деятельности корпораций и их отчетности. Помощник президента считает, что госкорпорации должны быть подконтрольны Счетной палате и иным счетно-контрольным органам.

Чуйченко предложил ввести такие правовые институты, как "сделки с заинтересованностью" и "крупные сделки", потому что из-за их отсутствия многие выявленные нарушения в госкорпорациях нельзя преследовать согласно нынешним законам.

Кроме того, помощник президента считает необходимым приравнять работников госкорпораций к госслужащим и распространить на их деятельность все ограничения, в том числе связанные с возникающим конфликтом интересов.

Дмитрий Медведев счел предложения "вполне разумными". К 1 марта 2010 года правительству поручено разработать предложения по возможному акционированию части госкорпораций и усилению госконтроля за работой остальных.

Напомним, в октябре этого года на встрече с представителями крупного бизнеса Медведев уже говорил о возможности акционирования госкорпораций, работающих в конкурентной части экономики.

Перспективы

Целесообразность создания госкорпораций, совмещающих функции некоммерческих и коммерческих организаций, ставилась под сомнение экспертами и депутатами еще при принятии соответствующих законов Госдумой. Представленный Чайкой и Чуйченко президенту доклад фактически подтвердил обоснованность этих сомнений.

Напомним, что предпосылки к серьезным переменам в работе госкорпораций появились в этом году. В первой половине года ряд госкорпораций подвергся проверке Генпрокуратуры, после чего СМИ начали писать о возможном их упразднении. После того, как Медведев инициировал новую проверку, эксперты заговорили о том, что вскоре все привилегии и специальные статусы у госкорпораций отберут.

Большинство экспертов предполагают, что президент в ближайшее время примет все предложения по реформированию госкорпораций. Скорее всего, уже изначально их проверка затевалась с этой целью: сделать госкорпорации более прозрачными и управляемыми.

Даже если предложения Чуйченко будут отклонены, сохранить свои исключительные права госкорпорациям, по всей видимости, уже не удастся.  Ожидается, что в конце этого месяца им будут предъявлены повышенные требования по модернизации производства и развитию инноваций.

Если это действительно произойдет, то процесс акционирования станет неизбежным, поскольку госструктура не может заниматься созданием рыночных условий, что предполагают эти предложения.