Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ

 

На рассмотрение Госдумы поступил законопроект "О внесении изменений в ст. 174, 174.1 Уголовного кодекса РФ". Депутаты намерены запретить применение статьи об отмывании доходов в отношении уголовных дел о незаконном предпринимательстве. Предполагается, что такие поправки оградят бизнесменов от давления правоохранительных органов.

В 2003 году Госдума утвердила статью 174.1 УК РФ "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем". За последующие шесть лет применение этой статьи в отношении предпринимателей, по словам экспертов, стало накатанной коррупционной схемой.

Потребность в статье, посвященной отмыванию преступных доходов, не вызывает сомнений. Зато вызывает нарекания жесткость формулировки закона, описывающей процесс легализации преступных средств как "совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления..., либо использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности".

Согласно такой формулировке, после обвинения бизнесмена в каком-либо нарушении закона, всю его деятельность можно назвать легализацией преступных доходов – даже выплату налогов, или развитие производства. Например, если предприниматели, занимающиеся производством скалок без регистрации фирмы, на заработанные деньги купят деревообрабатывающий станок, их можно будет обвинить в отмывании денег, приводят пример авторы закона.

Таким образом, силовые органы при желании могут легко заменить статью о незаконном предпринимательстве на легализацию доходов. При этом масштабы наказания по этим преступлениям несопоставимы. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, карается штрафом в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы за период до двух лет. Незаконное предпринимательство в особо крупном размере может караться заключением до пяти лет. В то время как статья 174.1 грозит сроком до 15 лет лишения свободы.

По словам одного из авторов законопроекта, зампреда комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Андрея Назарова, основной объем дел по отмыванию в настоящее время составляют сделки в целях личного потребления и мелкие бытовые сделки. А приговоры по ним выносят аналогичные наказаниям за наркоторговлю.

В пояснительной записке к законопроекту депутаты отмечают, что ряд статей УК РФ "исторически имеет существенный перекос в сторону излишней уголовной репрессии, а угроза привлечения к уголовной ответственности рассматривается, как едва ли не самое эффективное средство "разговора" государства с представителями бизнеса".

Кроме того, угроза применения такого сурового наказания за экономическое преступление, не относящееся к категории тяжких уголовных преступлений, создает существенные коррупционные возможности для правоохранительных органов.

Например, в прошлом месяце на заседании Социально-консервативного клуба "Единой России", где обсуждалась потребность таких поправок, выступил гендиректор Научно-исследовательской лаборатории автоматизации проектирования Виктор Денисенко. По его словам, в начале этого года следственные органы сначала сфабриковали против него дело по статье 171, а затем предложили предпринимателю подписать явку с повинной, чтобы избежать преследования по статье 174.1. Как утверждают эксперты, это типичная коррупционная схема, с помощью которой следователи либо вымогают у предпринимателей крупные суммы денег, либо требуют признать свою вину по первому преступлению.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, актуальность рассматриваемой проблемы связана и "с усложняющимся процессом правоприменительной деятельности".

"Так, данные проведенных исследований свидетельствуют о том, что при опросе следователей 20% из них указали на наличие особенностей квалификации указанных преступных посягательств в связи с наличием специального субъекта, 34% следователей связали сложность квалификации со спецификой проявления субъективной стороны рассматриваемых преступлений, 67% следователей указали на специфику проявления объективной стороны данных преступлений. При этом принципиальными трудностями явились: разграничение гражданско-правового деликта от уголовно наказуемого деяния - 92%; наличие бланкетных норм - 67%; противоречия в уголовном, другом законодательстве - 34%".

Таким образом, факт разделения незаконного предпринимательства и легализации преступных средств, очевидно, должны положительно оценить и следственные органы. Во-первых, ясно прописываются границы и сферы применения этих понятий. А во-вторых, появляется серьезная преграда для распространения коррупции в правоохранительных органах.

Любопытно, что о необходимости внесения поправок в статью о легализации преступных средств говорилось еще в пояснительной записке к проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ", опубликованной в июне этого года.
"Уточнения в статьи 174 и 174.1 вызваны тем, что в ряде регионов судебно-следственная практика пошла по пути отнесения к этой категории преступлений мелких сделок (приобретение на похищенные деньги продуктов питания, одежды, и т.п.). Такие действия входят в объективную сторону хищения и не должны рассматриваться как легализация в смысле статей 174 и 174.1".

Заметим, что законопроект "О внесении изменений в ст. 174, 174.1 Уголовного кодекса РФ" согласуется, как минимум, с двумя требованиями президента РФ Дмитрия Медведева: о гуманизации наказаний и борьбе с коррупцией. Кроме того, нынешние поправки непосредственно направлены на выполнение поручения президента о необходимости прекратить "кошмарить" бизнес.

Принятие этого законопроекта сегодня является чрезвычайно актуальной задачей в плане поддержки малого и среднего бизнеса. Уголовное преследование предпринимателей за несущественные правонарушения – довольно опасное занятие в условиях финансового кризиса. Каждый случай вымогательства, каждый большой срок лишает рабочих мест многих людей, не имеющих никакого отношения к этим правонарушениям.