Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ

В России вскоре может быть открыт второй фронт борьбы с азартными играми. Госдума готовится к рассмотрению ряда законопроектов, расширяющих и ужесточающих ответственность за игорную деятельность. После "зачистки" пробелов в законодательстве россияне могут лишиться, вслед за казино и покерными клубами, Интернет-игр и стимулирующих лотерей.

Взамен любители азартных игр вновь смогут, не выезжая из страны, воспользоваться всем ассортиментом развлечений игорных домов.

Первое казино в игорной зоне "Азов-Сити" казанская компания Royal Time планирует открыть уже 30 января 2010 года. 

Основой для новой стратегии – комплексной борьбы со всеми проявлениями азартных игр – видимо, должен стать подготовленный Генпрокуратурой законопроект. Он предусматривает самостоятельный уголовно-правовой запрет на незаконную игорную деятельность, совершаемую с использованием оборудования и программных средств, предназначенных для проведения азартных игр.

По действующему законодательству наиболее распространенная мера наказания для владельцев таких заведений – штраф до 300 тысяч рублей и обязательные работы по 200 часов. Иногда виновные получают и реальные сроки, но генпрокурор Юрий Чайка убежден, что для эффективной борьбы с азартным бизнесом нужно ужесточать законодательство.

Куда все катится

Запрет на проведение и организацию азартных игр на территории всей страны, кроме специально отведенных зон, вступил в силу 1 июля прошлого года. Несмотря на это, отмечает Чайка, азартные игры продолжают действовать вне правового поля: казино и игорные залы маскируют под букмекерские конторы и тотализаторы.

МВД отмечает тенденцию, что владельцы игорных заведений предпочитают незаконно проводить азартные игры под видом стимулирующих лотерей, спортивного покера или интернет-клубов.

Спортивный покер исключен из реестра видов спорта России и фактически приравнен к азартным играм. Ответственность за доступ к азартным играм в сети планируется возложить на Интернет-провайдеров. Количество же лотерейных клубов в Москве после вступления в силу закона о переводе казино в специально отведенные игровые зоны выросло почти в семь раз.

В настоящее время Департамент экономической безопасности при МВД России принимает участие в подготовке предложений о внесении изменений в законодательство, направленных на определение технических требований к лотерейному оборудованию и порядка его регистрации. А также на исключение возможности проведения азартных игр под видом лотерей с использованием технических устройств.

Действующие и недействующие законы

Сегодня ответственность за незаконную игорную деятельность регламентирована Административным кодексом. Однако максимальный размер штрафа (2,5 тысячи) несопоставим с выручкой любого игорного заведения.

Поэтому, по сути, действенным инструментом для наказания виновных остается статья 171 Уголовного кодекса РФ, предусматривающая ответственность за незаконное предпринимательство. Санкция по ней - штраф до 500 тысяч рублей, либо лишение свободы на срок до пяти лет. Из 625 уголовных дел, возбужденных по фактам незаконной игорной деятельности после запрета с 1 июля по 10 декабря 2009 года, 612 дел были возбуждены именно по 171 статье УК РФ.

Однако в ходе практики применения этой статьи по отношению к азартному бизнесу возникает существенная проблема: для начала уголовного производства необходимо доказать, что прибыль от игровой деятельности составила не менее 250 тысяч рублей. Хозяева игорных заведений знают об этом и систематически проводят инкассацию.

Также применяются статьи 146 УК РФ (нарушение авторских и смежных прав), 198 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и сборов с физического лица), 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и сборов с организации), 173 УК РФ (лжепредпринимательство), 327 УК РФ (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков) 330 УК РФ (самоуправство) и другие сопутствующие статьи.

Но чтобы борьба с азартным бизнесом была более эффективной, очевидно, нужно ввести самостоятельный уголовно-правовой запрет на незаконную игорную деятельность, совершаемую с использованием оборудования и программных средств, предназначенных для проведения азартных игр.

Дыры в законодательстве

Актуальности принятию изменений в нормативные акты, посвященные игорному бизнесу, придает пробел в законодательстве. Одними из первых внимание на него обратили липецкие депутаты. В начале декабря они направили в Госдуму законопроект, в котором предлагали ввести крупные административные штрафы за организацию и проведение азартных игр на территории России вне игорных зон и в Интернете.

Дело в том, что до 1 июля за незаконное проведение азартных игр штрафовали по статье кодекса "за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения". Это административное наказание было привязано к соответствующей норме закона, по которой выдавали лицензии, в том числе владельцам казино и игровых автоматов. Однако 30 июня 2009 года закон "О лицензировании" перестал распространяться на организаторов азартных игр, также как и статья КоАП, каравшая за деятельность без лицензии.

Получается, что уже полгода можно совершенно безнаказанно открывать игровые залы и другие игорные заведения.

Реакция властей

Симптоматично, что в декабре оба первых лица страны в ходе телеинтервью обратили особое внимание на проблему борьбы с игорным бизнесом.

Президент РФ Дмитрий Медведев в интервью трем российским телеканалам сообщил, что даст поручение "еще раз прошерстить законодательную базу", провести анализ российского законодательства с тем, чтобы закрыть все "лазейки" незаконному игорному бизнесу.

А премьер-министр Владимир Путин в ходе "прямой линии" пообещал заняться проблемой "перевода" игорных заведений под крышу интернет-кафе. Говоря о ситуации, когда после запрета в стране игорного бизнеса предприниматели нашли "лазейки" в законодательстве, премьер констатировал, что "это в том числе и не в последнюю очередь проявление коррумпированности местных органов власти и управления, правоохранительных органов".

"Мы займемся этим отдельно", - подчеркнул Путин.

Кто крайний?

Мосгордума в декабре 2009 года приняла законодательную инициативу, обязывающие операторов связи ограничить доступ к Интернет-ресурсам организаторов азартных игр. 30 декабря соответствующие поправки к закону "О связи" были внесены в Госдуму.

Провайдеров, нарушивших этот запрет, предлагается привлекать к ответственности, в том числе лишать лицензий. Также привлечены к ответственности как соучастники правонарушений могут быть владельцы интернет-клубов. Вместе с тем, пытаться ограничить деятельность Интернет-кафе депутаты пытаться не будут, так как владелец компьютерного клуба является обычным клиентом универсальных услуг связи и не отличается от индивидуального пользователя, чья деятельность не лицензируется.

Хороший повод

Одной из первых "жертв" новых законов теоретически может стать директор ООО "Изумрудный город" Евгения Андрейчикова. Уголовное дело в отношении нее сегодня было передано в Октябрьский районный суд Омска. Предпринимательницу обвиняют по п. «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ, ей инкриминируют незаконную организацию азартных игр и получение дохода в особо крупном размере — свыше 5,2 миллиона рублей.

Согласно материалам дела, Андрейчикова с 1 по 29 июля 2009 года фактически организовала и проводила азартные игры с использованием автоматов с демонтированными купюроприемниками. В помещениях бывших казино Омска продавец-консультант под видом продажи кондитерских изделий принимал денежные средства в размере 100, 500 и 1000 рублей, взамен которых выдавал купон на участие в стимулирующей лотерее и конфету. Купон предоставлял право сыграть на находящихся в зале автоматах с целью получения денежного выигрыша.

Перспективы

Эксперты отмечают, что сегодня сфера игорного бизнеса, несмотря на меры по ее госрегулированию, остается привлекательной для организованных криминальных структур, в том числе как способ легализации преступных доходов. Так что принятие жестких мер по борьбе с организацией азартных игр выглядит вполне обоснованно.

Однако предложенные законопроекты в их нынешнем виде могут еще более усугубить ситуацию, если до их принятия не будет детально конкретизирована практика их применения.

В частности, формулировка поправок к закону "О связи" сегодня приводит в недоумение: каким именно образом провайдер должен идентифицировать сайты организаторов азартных игр? Свободная трактовка этого понятия может привести как к легализации лотерей и части азартных игр в Интернете, так и к другой крайности - закрытию на федеральном уровне сервисов, популяризирующих азартные игры в социальных сетях – таких как "Вконтакте" или Facebook.

Кроме того, заметим, что факт посещения абонентом сайтов с азартными играми, не означает нарушений со стороны оператора связи, который не вправе приостановить оказание услуг без решения спецслужб или суда.

Подобные недоработки в законопроектах могут привести к коллапсу всей системы борьбы с игорным бизнесом. Если поправки в их нынешнем виде будут приняты, адвокатам не составит труда доказать противоречивость нормативных актов. Как следствие могут появиться новые пробелы в законодательстве, которыми легко воспользуются криминальные элементы. Даже если этого не произойдет, анархия в области их применения новых законопроектов может спровоцировать рост коррупции.

Во избежание этого, принятие поправок должна предвосхищать разработка понятийного аппарата, четко прописывающего все детали и особенности организации игорного бизнеса, в т.ч. в Интернете.