Некоторые инициативы по реформе МВД специально для РАПСИ прокомментировал полномочный представитель Правительства РФ в Высших судах, член президиума Ассоциации юристов России Михаил Барщевский.

 

- Ряд ваших коллег относится лояльно к предложениям выбирать некоторых милицейских чинов. В чем преимущества такого подхода?

- Есть разные варианты такой выборности. Мое предложение изначально было куда более радикальным, чем те, что звучат сейчас.

Мне кажется правильной следующая система. Министр внутренних дел предлагает три кандидатуры. И на уровне региона эти кандидатуры вступают в своеобразную предвыборную борьбу. Избирается же начальник ГУВД области прямым голосованием населения. Подчеркну – населения, а не депутатов законодательного собрания. В этой ситуации такой руководитель будет ориентирован на министерство, на вертикаль власти: ведь подчиняется он напрямую министру. Потому что иначе через три года, а такие выборы должны быть каждые три года, его кандидатуру больше не внесут. С другой стороны, такой начальник ориентирован и на население.

В противном случае через три года за него повторно не проголосуют. И поскольку все милиционеры региона – в его подчинении, такой выборный начальник перестроит работу всей милиции. Ведь отношение к милиции – это отношение к данному конкретному начальнику. А отношение к нему напрямую связано с сохранением должности.

- Но многие сейчас говорят о выборности не руководящих чинов, а участковых.

- Тоже хорошая мысль. Сегодня милиция, народный правоохранительный орган – уже совсем не народный. Через систему выборов, из-за хотя бы психологической зависимости от населения, можно будет ситуацию немного поправить.

- Для преобразования МВД одного этого явно мало.

- Разумеется. Одно из любимых выражений Сергея Степашина – «голодный милиционер хуже бандита». Мы должны поднять милицейские зарплаты в среднем в пять раз. Средний оклад должен составлять порядка 50-60 тысяч рублей. При этом сократить надо 20% сотрудников. Оговорюсь – только 20% не вакантных мест, а реальных должностей. В указе президента №1468 сказано, что сократить следует до 2012 года именно 20%. Совершенно понятно, что это сокращение будет по вакантным должностям и за счет естественного выбытия сотрудников, например, выходящих на пенсию. То есть действующих сотрудников никто увольнять не будет. Слава Богу, что прием пока прекратили. Это аккуратный шаг.

- Рашид Нургалиев выступает за оптимизацию милицейских полномочий. По мнению министра, их очень много.

- Это действительно так. В первую очередь милицию надо лишить права контролировать экономику. Крышевание ларьков, рынков, крупных заводов зависит не от того, хочет милиция этого, или не хочет, а от чина милиционера, который крышует. Кардинальное решение проблемы полномочий – безусловно, создание единого Следственного комитета. Это позволит забрать часть полномочий не только у МВД, но и у тех же судебных приставов. У ФСБ можно оставить дела по терроризму, шпионажу, измене родине. А практически все остальное – передать в Следственный комитет.

- Кто должен инициировать предложения по милицейской реформе – парламент или правительство РФ?

- В первую очередь их правильно вносить в общество, чтобы все это обсуждалось, муссировалось, дебатировалось. Кто именно внесет – вопрос чисто технический. Важно наличие политического решения.

 

Беседовал Владимир Новиков.