Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ

 

18 января ГУВД Московской области возбудило уголовное дело по п. "а" ч. 1 ст. 213 по факту хулиганских действий во время подготовки к матчу "Витязь" (Чехов) – "Авангард" (Подольск).

Отличие шоу от хулиганства

Примечательно, что основанием для уголовного дела стала вовсе не массовая драка в первом периоде сорванного матча, в результате которой телесные повреждения различной степени тяжести получили десять хоккеистов команды "Авангард", три хоккеиста "Витязя", а также судья матча.

Происшедшее на четвертой минуте матча можно рассматривать как часть спортивного действа, шоу. Драка после стартового свистка, очевидно, попадает под подсудность специальных спортивных органов.

Напомним, Дисциплинарный комитет КХЛ за срыв матча наложил на команды штраф по миллиону рублей, также принято решение дополнительно оштрафовать ХК "Витязь" на три миллиона рублей. Обе команды наказаны техническими поражениями со счетом 0:5. Кроме того, подмосковный клуб предупрежден, что в случае повторного инцидента он будет исключен из КХЛ. Также дисквалификациями и взысканиями наказаны отдельные игроки.

Уголовное же дело возбуждено на основании потасовки, происшедшей еще на раскатке, то есть до начала матча. Что уже можно рассматривать как обычную потасовку в общественном месте (коим бесспорно является Дворец спорта), что, в общем-то, соответствует содержанию п. "а" ч.1 ст. 213 "Хулиганство": "грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия" (в данном случае, клюшек).

Если хоккеисты все же будут признаны виновными по этой статье, им грозит наказание в виде обязательных работ на срок от 180 до 240 часов, либо исправительных работ на срок от одного года до двух лет. В худшем случае «хулиганы» могут лишиться свободы на срок до пяти лет. Здесь важно заметить, что дело возбуждено не по иску пострадавшей стороны, а по факту происшествия. А значит, виновным может оказаться любой из игроков либо сотрудников "Витязя" или "Авангарда".

Что было раньше: хоккей или драка?

Уголовное наказание за драку хоккеистов на льду может перевернуть исконные законы этого вида спорта. Насилие и хоккей были неразделимыми понятиями с первых дней его зарождения.

Еще в декабре 1862 года в письме, поступившем в редакцию канадской газеты The Globe, сообщалось о драке группы хулиганов с "приличного вида" людьми на коньках  на реке Дон в окрестностях Торонто. Особо отмечалось, что драка прервала странную забаву с загнутыми палками.

Уже 1870-х годах статьи об отмене хоккейных матчей из-за возникших на льду драк стали обычным явлением.

Роль насилия в современном хоккее поднимается на различных уровнях достаточно часто. Например, в 1995 году в Йоркском университете Канады провели исследование, в котором принимали участие игроки из младших хоккейных лиг. Оно показало, что "повышенный уровень жестокости (это особенно касается кулачных боёв) получал большее одобрение среди самих игроков и их тренеров, чем навыки владения клюшкой или катания".

При всем этом не следует забывать, что драка не рассматривается хоккейными правилами как часть игры, т.е. по юридическим понятиям не должна являться предметом рассмотрения спортивного суда.

Например, с точки зрения закона о правах потребителя драку в хоккейном поединке можно сравнить с пробежкой по футбольному полю болельщика. Оба этих события развлекают большинство зрителей, но формально приводят к срыву спортивного мероприятия, а значит, нарушают права людей, купивших на него билеты.

Другой вопрос, почему зрители матча "Витязь" - "Авангард" не обратились в суд за возмещением стоимости билетов и причиненного морального вреда, на что имели полное право.

Признание драки хоккеистов (пусть даже и в ходе разминки) хулиганским поступком, может создать прецедент, который позволит пересмотреть некоторые из основных хоккейных правил, как это уже произошло с футболом после "дела Босмана". Напомним, иск Жан-Марка Босмана в бельгийский суд привел к свободному переходу игрока в другой клуб после окончания контракта и пересмотру лимита на легионеров.

Суровые игры

Впрочем, зарубежный опыт показывает, что судебное разбирательство по дракам хоккеистов крайне редко имеют серьезные последствия. Гораздо реже самих драк.

Как утверждает канадская газета Globe and Mail, впервые хоккеист попал под суд в 1905 году. В хоккейном матче, проходившем в канадском городке Максвелл, Аллен Лоуни забил насмерть клюшкой Элсида Лорина. Лоуни предъявили обвинение в убийстве. Спустя два года Чарльз Массон из "Оттава Викториас" убил в похожем инциденте Бада Маккорта из "Корнуолл". Адвокат Лоуни в ходе разбирательства заявил, что "суровой нации нужны суровые игры". Суд присяжных признал позицию адвоката правомерной и оправдал обоих хоккеистов.

8 мая 1972 года несовместимую с жизнью травму головного мозга во время игры получил 19-летний хоккеист юниорской команды Пол Фендли. В результате силового приема шлем слетел с его головы,  нападающий упал и ударился незащищенным затылком о ледовую поверхность.

Последняя смерть в результате хоккейной драки произошла в декабре 2008 года. В игре канадской юниорской лиги Дон Сандерсон в потасовке потерял шлем, ударился затылком о лед и скончался в реанимации. Однако и здесь никто наказан не был.

Драки хоккеистов с летальным исходом нельзя назвать исключительной прерогативой североамериканского хоккея. Можно найти аналогичные случаи и в Европе. Например, во втором итальянском дивизионе в 1992 году в результате удара клюшкой в грудь остановилось сердце 19-летнего Мирана Шротта.

Еще больше сходства с нынешним российским инцидентом имеет серия Кубка Стэнли-1976 "Филадельфия" – "Торонто". Бесконечные кровавые стычки в этих матчах вынудили генерального прокурора провинции Онтарио Роя Макмартри впервые в истории НХЛ возбудить дело против игроков "Флайерз" Джо Уотсона, Мела Бриджмена и Дона Салески.

Это вмешательство органов, дополненное еще рядов исков в последующие годы, привело не только к смене лидеров в чемпионате НХЛ, но и смены всей парадигмы североамериканского хоккея, который из исключительно силового вскоре стал более техничным.

Однако драки на льду и судебные дела по их результатам продолжались в НХЛ и в последующие годы. Например, в 2000 году в результате удара клюшкой бойца "Бостона" Марти Максорли Дональду Браширу из "Ванкувера" получил сотрясение мозга. А через четыре года форвард "Ванкувера" Тодд Бертуцци несколько раз ударил сзади Стива Мура из "Колорадо". В результате он оказался в больнице с переломом шеи, потеряв много крови. В итоге оба "хулигана" получили не только многомесячную дисквалификацию, но и по 1,5 года тюрьмы условно.

Пороть или пеленать?

Так что возбуждение уголовного дело по факту драки хоккеистов в Чехове нельзя назвать чем-то выдающимся и экстраординарным. Тем не менее, для российского спорта нынешнее дело является прецедентным. В зависимости от его решения можно будет говорить о дальнейшем развитии нашего спортивного правосудия.

Пойдет ли оно по североамериканскому "правовому" пути, что может привести к валу исков против хоккеистов и угрозой неадекватных судебных решений. Или по европейскому "спортивному" пути, что в теории может обернуться эскалацией практически безнаказанного насилия на льду.

Возможно, судьям и спортивным чиновникам имеет смысл обратить внимание на нестандартный опыт наказания футболистов за аналогичные проступки в Азии.

Например, в Саудовской Аравии весной 2006 года игрок клуба "Аль-Иттихад" Марзук Аль-Утейби получил 20 ударов палкой, а его партнер Саид Аль-Вадаани — семь ударов за то, что во время матча с "Аль-Ахли" они набросились с кулаками на противников. Помимо этого Аль-Утейби дали 20 суток тюрьмы, а Аль-Вадаани — 10.

Еще более неожиданное наказание понес футболист сборной Кореи Ли Чун Су. Осенью 2006 года за удар судьи его приговорили к трем дням работы в детском приюте, где он должен был пеленать младенцев.