Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ

 

 

Цена вопроса

Тысячи сайтов в Рунете ежедневно без гиперссылки на первоисточник, а часто и без упоминания оного, копируют контент нескольких информагентств и электронных версий крупных печатных изданий. Более того, некоторые выдают чужие новости за собственную информацию.

Компания Attributor Inc. провела исследование, в ходе которого отслеживался маршрут, который проделывают в Интернете 250 тысяч материалов в течение 30 дней. В итоге было зарегистрировано около 3,4 миллиона случаев нелицензированного использования.

Таким образом, ущерб информагентств может исчисляться сотнями тысяч долларов. Подсчитано, что российские информагентства теряют около 2500 рублей с каждого сообщения, скопированного без ссылки.

Новый законопроект вряд ли станет серьезной преградой для "информационных воров", наживающихся на чужих новостях. Ведь документ предлагает судить их по статье 14.33 КоАП РФ. В этом случае перепечатка чужого материала без ссылки будет грозить физическому лицу штрафом лишь в размере двадцати тысяч рублей либо дисквалификацией на срок до трех лет. Определить размер наказания для юридического лица несколько сложнее: от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара, но не менее ста тысяч рублей.

Зарубежный опыт

Борьба с недобросовестным цитирование сегодня одна из наиболее актуальных тем в мире. Причем в Европе определенно прослеживается тенденция монетизации авторской информации.

В частности, в июле 2009 года порядка двух сотен руководителей новостных СМИ подписали Гамбургскую декларацию, в которой потребовали от ЕС защитить их от копипаста.

"Всемирный доступ к сайтам не обязательно означает бесплатный доступ. Мы не согласны с теми, кто утверждает, что свобода информации существует лишь тогда, когда всё доступно бесплатно. Всемирный доступ к нашим сервисам должен существовать, но отныне мы более не желаем отдавать свою собственность без выдачи на то разрешения", — говорится в декларации.

Впрочем, действие этого документа напрямую увязывается с распространением Автоматизированного протокола доступа к содержанию (ACAP).

"Необходимо, чтобы поисковые системы распознавали ACAP, что станет шагом к признанию того, что контент-провайдеры имеют право решать, что должно происходить с их материалами и на каких условиях", — заявил председатель ACAP Гэвин О´Рэйли.

Альтернативные предложения

Альтернативу ACAP в июле прошлого года предложило Associated Press (AP). Одно из крупнейших в мире информационных агентств намерено бороться с нелицензированным использованием материалов с помощью специальных "маячков". Они отслеживают "перемещения" текстов и других авторских объектов по Интернету.

В приложении к материалам агентства прилагаются специальные указания с правилами их использования. При получении доступа к объекту, оснащенному "маячком", сотрудники Associated Press получают соответствующее оповещение и могут проверить, соблюдает ли получатель правила использования материала.

Совершенно другой способ поддержки авторов новостей и оригинальных материалов предлагает Google. В сентябре 2009 года компания представила экспериментальный сервис Fast Flip. Он представляет собой вариацию Google News, в котором новости партнёров представлены в виде превью-изображений, сгруппированных и разбитых по разным темам.

Отличительной особенностью проекта является то, что поисковая система разделит с авторами доходы от контекстной рекламы. Этот проект продолжает идею Google о микроплатежах за просмотр эксклюзивных материалов, которую планируется реализовать в этом году.

Предлагаемая схема учитывает возможность индексации поисковой системой всего  контента, что позволяет пользователям находить в Сети нужную информацию. Поисковик сможет показывать фрагменты платных материалов, с тем чтобы пользователь мог определить, нужна ли ему данная информация, и информировать о стоимости доступа к ним.

Прогнозы

Таким образом, можно согласиться с прогнозом American Press Institute, что практически все информационные агентства в ближайшем будущем будут предоставлять контент на платной основе. Монетизация информации должно улучшить качество контента.

Одной из первых ласточек в августе прошлого года стал медиамагнат Руперт Мердок. Он решил сделать платными все свои информационные онлайн-ресурсы, в том числе газеты Times, Sun, Fox News и The News of the World и другие. Мердок уверен, что если выбранная им бизнес-модель оправдает себя, другие медиа-компании последуют примеру News Corporation.