Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ


Госдума приняла в первом чтении поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), согласно которым водители должны в течение трех дней сдать водительское удостоверение при лишении прав. Исчисляться срок лишения будет с момента сдачи прав, а не с момента вынесения судебного решения.

Законопроект, в частности, регламентирует такие случаи, когда водитель, нарушив правила дорожного движения (ПДД), утверждает, что потерял водительское удостоверение или забыл права дома. В этих случаях срок лишения права на вождение автомобиля исчисляется с момента сдачи или изъятия прав.

В действующих нормах КоАП обязательная сдача документов прописана только для охотников и для тех, кто эксплуатирует радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства. Авторы законопроекта рассчитывают, что распространение этой нормы на всех водителей позволит более результативно бороться с недобросовестными автовладельцами.

Причины

По данным замглавы МВД Сергея Булавина, в 2009 году было вынесено свыше миллиона постановлений о лишении прав, при этом около 100 тысяч водителей права не сдали.

Весьма распространены случаи, когда водители не сдавали свои удостоверения, утверждая, что потеряли их после составления протокола об административном правонарушении. Дождавшись окончания срока лишения прав, они обращаются с просьбой выдать им дубликат удостоверения. Теперь же водителям придется уведомлять ГИБДД об утрате временного водительского удостоверения заранее.

Фактически законодательство содержит пробел, который позволяет не исполнять закон о сдаче водительского удостоверения. В соответствии с негласными нормами сотрудник ГИБДД проверяет по базе данных только водителя с временным разрешением. Если же у него с правами все нормально, то, как правило, подозрений у автоинспектора не возникает. На практике, даже после решения суда, лишенный прав водитель может достаточно спокойно управлять автомобилем, пока он не попадет в ДТП или не совершит новое нарушение ПДД.

По закону, инспектор в таком случае должен привлечь водителя к ответственности по части 2 статьи 12.7 КоАП - управление машины водителем, лишенным права управления. А эта статья предусматривает наказание в виде административного ареста до 15 суток. Помимо этого машина будет задержана, а временное разрешение - изъято. Однако автовладельцы нашли выход и из этой ситуации. При возникновении проблем, лишенные прав водители, обычно заявляют о потере временных документов.

На руку нарушителям ПДД играет и тот факт, что общей базы у сотрудников ГИБДД до сих пор нет.

Контекст

По данным департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, за последний год количество лишенных водительских прав сократилось на 8 %. Впрочем, ряд новых законопроектов могут в ближайшее время существенно увеличить это число. 

Напомним, месяц назад руководство ГИБДД распорядилось лишать водителей прав за езду на автомобиле с нештатными газоразрядными (ксеноновыми) лампами в фарах. Считается, что свет от таких ламп ослепляет других участников движения.

От ламп накаливания они отличаются более ярким светом при меньшей потребляемой мощности, а также необычный оттенок излучения. Для того чтобы ксеноновые фары не слепили встречных водителей, на заводе авто оборудуют оптикой со специальным отражателем и стеклом. У таких ламп на стекле или на корпусе фары должен быть указан тип оптики: DС, DR или DСR. Однако в России продаются и нелегальные комплекты для установки ксеноновых ламп в любой автомобиль стоимостью от 3 тысяч рублей.

Сотрудники ГИБДД прямо на дороге будут проверять маркировку фар. С автомобилей, на котором установлены ксеноновые лампы без заводской маркировки, будут сниматься номера, а водительские права нарушителя задерживаться до решения суда.

Это решение выглядит достаточно адекватно с учетом той опасности, которую "самопальные" лампы представляют для всех участников дорожного движения. Другой вопрос, почему это решение было принято без предупреждения. Газоразрядные лампы используют сотни тысяч российских водителей. Тот факт, что им практически не дали время на переделку фар, можно расценить как нарушение их прав.

Без принятия закона о трехдневном сроке сдаче водительского удостоверения невозможна реализация и другого законопроекта. В начале марта группа депутатов Госдумы РФ выступила с инициативой предоставить Федеральной службе судебных приставов (ФСПП) возможности изымать водительские права у неплательщиков.

Согласно законопроекту, водитель, признанный по решению суда должником, может лишиться прав на вождение автомобиля, если добровольно не погасит задолженность в течение пяти суток. Приставы утверждают, что намерены ограничивать права должника только на основании судебного решения и только в отношении злостных должников.

ФССП сообщает, что приставы не намерены лишать прав автовладельцев, для которых машина является единственным источником дохода.

Впрочем, автоэксперты критически оценивают эту инициативу. По их мнению, характер наказания не соответствует содеянному.

"В таком случае, будет логично за нарушение ПДД лишать родительских прав. Логика примерно такая же, как и связь такая же", - заявил председатель комитета правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.

По его словам, для того, чтобы ограничивать способы права управления, придется вносить огромное количество изменений в федеральные законы, что будет не так просто сделать.

Последствия

Внимание депутатов Госдумы к ряду проектов, предусматривающих ужесточение ответственности водителей, позволяет предположить принятие пакета "антиводительских" законов. По всей видимости, за принятием закона о трехдневном сроке сдаче водительского удостоверения последуют новые предложения, где новую норму можно будет в полной мере использовать на практике.

Тем не менее, принятие этого закона само по себе является абсолютно оправданным. Оно ликвидирует белое пятно в законодательстве и не представляет никакой угрозы для автовладельцев, соблюдающих правила дорожного движения.

 

Напомним, что по действующим ПДД лишение водительских прав может последовать за следующие нарушения. Превышение установленной скорости движения более чем на 60 км/ч, выезд на встречную полосу, соединенный с движением навстречу транспортному потоку, проезд железнодорожного переезда на запрещающий сигнал, а также пересечение ж/д путей вне переезда, остановка и стоянка на нем. Нарушение ПДД или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкой и средней тяжести вреда здоровью потерпевшего. Управление автомобилем водителем, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, либо передача управления такому лицу. Управление транспортным средством без государственного номера либо с заведомо подложными госрегистрационными знаками. Управление автомобилем, на котором установлены световые приборы с огнями красного цвета, устройства для подачи специальных световых или звуковых сигналов (без разрешения на них). Оставление водителем места ДТП, участником которого он является (возможен административный арест на срок до 15 суток).