На этой неделе весь мир отмечает семидесятую годовщину Всеобщей декларации прав человека. Несмотря на такой почтенный возраст этот документ по-прежнему находится в центре внимания. Одна из самых обсуждаемых в мире тем до сих пор хранит в себе много секретов. РАПСИ предлагает посмотреть на права человека с неожиданных ракурсов как на остроактуальную тему, заслуживающую новых горячих дискуссий.


1. После Второй мировой войны права человека получили определение «всемирной секулярной религии» (формулировка лауреата Нобелевской премии мира Эли Визеля). Однако на сегодняшний день этот концепт все более обретает характер манипулятивного инструмента международной политики.

Как заявила в своем ежегодном докладе президенту Владимиру Путину Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова, западные страны политизируют Всеобщую декларацию прав человека и используют ее как инструмент давления на Россию.

2. Концепт «всемирных прав человека» является по сути своей фантомом, лишенным базового фундамента. Он не скреплен никакими общими основаниями. Когда ЮНЕСКО в 1947 году решило принять Всеобщую декларацию прав человека, руководители организации планировали провести обширный предварительный опрос.

По инициативе, в частности, Элеоноры Рузвельт, супруги одного и племянницы другого экс-президентов США, был создан международный комитет с целью сбора мнений ряда «моральных авторитетов». Примерно к 150 интеллектуалам разных стран обратились с просьбой определить философское основание новой Декларации прав.

Это начинание закончилось полным провалом, и его инициаторы были вынуждены ограничиться констатацией неустранимых различий в полученных ответах. Поскольку никакого согласия достичь не удалось, комиссия по правам человека ООН решила не публиковать результаты этого исследования.

Доктринального или философского консенсуса по определению прав не существует до сих пор.

3. Туманна и противоречива история происхождения понятия «права человека». Собственно, выражение «jura hominum» появляется не ранее 1537 года.

Для греков справедливость в юридическом смысле этого слова, то есть правосудие, представляет собой правильную пропорцию – иными словами, справедливое соотношение общих благ и пожертвований.

В римском классическом праве «jus» примерно так же стремится к определению «правильного дележа» между людьми – справедливой доли, которая должна причитаться каждому: «suum cuique tribuere».

Получается, в античном мире, который считают местом зарождения основных современных юридических понятий, основная сфера права – это распределительная справедливость, ставящая граждан в правильное отношение друг с другом или с общим благом.

Субъективное право, то есть право, которое выступает атрибутом субъекта вне всякой социальной жизни, в этом случае немыслимо. По словам Жан-Пьер Верная, «грекам совершенно чужда идея отдельного человека, обладателя всеобщих и неотчуждаемых прав, которая нам кажется само собой разумеющейся».

4. Также невозможно найти единое духовное/религиозное основание правам человека.

Христианская религия провозглашает уникальную ценность всякого человека, считая его самоценным. Поскольку он обладает душой, напрямую связывающей его с Богом, человек должен быть носителем абсолютной ценности, которая не может смешиваться ни с его личными качествами, ни с его принадлежностью к тому или иному коллективу.

Связи между людьми, естественно, важны, однако они остаются вторичными – по той простой причине, что общая жизнь этих людей, их совместное бытие более не смешивается с их подлинным бытием. Таким образом, христианских идеологов можно считать основоположниками практики индивидуальных прав человека.

Для других монотеистических религий такой подход совсем не свойственен. Для иудейского права важнее не права и свободы человека, а его обязанности. Наивысшая ценность для них — не благо отдельного индивидуума, а общественное благо. Поэтому отдельный человек во имя общего блага должен отказаться от своих личных интересов – и именно тогда он сможет быть по-настоящему счастлив.

В исламе концепция прав человека строится на убежденности в том, что исключительно Всевышний является автором закона и источником прав человека. В силу своего божественного происхождения они не могут быть сокращены или упразднены какой бы то ни было правящей группой. Главной концепцией мусульманского права является идея не столько прав человека, сколько возложенных на него Аллахом обязанностей.

5. Получается, идея «всемирных прав человека» изначально являлась исключительно христианским изобретением. Поэтому ответ на вопрос, о каких именно людях говорит Декларация, не так очевиден, как могло бы показаться. Само определение человека в теории прав достаточно расплывчато. Доказывается это тем, что многие права человека в момент своего изобретения не учитывали женщин, детей и некоторые другие категории населения.

Можно напомнить об одном символическом обстоятельстве: две западные страны, в которых институт рабства продержался больше, чем в остальных, а именно США и Франция, первыми провозгласили права человека. Многие из составителей американской Декларации прав 1776 года сами были рабовладельцами.

Вышеуказанные факты нисколько не могут дискредитировать понятие прав человека. Последние, безусловно, обрели сегодня абсолютный, практически священный статус, обеспечивающий эволюционное развитие человечества. Стали главным фактором, предотвращающим как глобальные международные, так и разного рода внутригосударственные трагедии.

Однако важно отделять принцип прав человека от одного из способов их трактовки во Всемирной декларации. Этот документ сыграл в свое время исключительно важную гуманистическую роль. Но, как и большинство правовых документов, при смене эпох он нуждается в обновлении.

Об актуальных правах современности, которые должны будут найти свое место в новой редакции Всемирной декларации либо в ее региональных аналогах РАПСИ совместно с экспертами и правозащитниками начнет рассказывать в специальном проекте в ближайшее время. Следите за обновлениями на сайте РАПСИ.