Одним из исторически значимых событий революционного года в России стал созыв Поместного Собора. На нем обсуждалось правовое положение РПЦ, восстановление патриаршества и другие вопросы, которые должны были существенно изменить жизнь общества, закрепив демократические начала и в церковной сфере. Однако ожидание небывалых прав закончилось их полным лишением. 

О разрыве почти тысячелетнего союза государства и Церкви и начале гонений на духовенство рассказывает в двадцать первом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.


Поместный Собор РПЦ открылся 15 августа 1917 года и заседал неспешно. Спорных моментов за 200 с лишним лет, прошедших со времени последнего Собора, накопилось много. Одним из важнейших пунктов повестки дня был вопрос «О правовом положении Русской православной церкви». 

Не так просто решалась и проблема восстановления патриаршества. Здесь не было единогласия. Противники отмечали опасность того, что этот институт может «сковать соборное начало» в жизни церкви. 

Что понималось под «соборностью»? Это очень разноплановое сложное понятие, но в данном случае речь, похоже, шла о том, чтобы русская церковь была построена по типу «свободной ассоциации» и священников и верующих прихожан на началах равенства, т.е. «без начальства». 

Возможно, на такой трактовке соборности в то время сказались все события 1917 года, приведшие к тому, что Россия, даже по оценке Владимира Ленина, стала самой свободной и демократичной страной в мире. Таким образом в ряды духовенства и богословов проникла идея своеобразной «демократизации» церкви. Не случайно ведь и представительство мирян на Соборе было большим, нежели представителей от духовенства. 

Выступавшие на Соборе видные профессора духовных академий высказывали опасения на тот счет, что введение патриаршества может привести к «абсолютизму» в церкви. Действительно, на фоне только что состоявшегося свержения абсолютизма в стране такие доводы и термины заставляли членов Собора задуматься. Перед ними стоял своеобразный выбор: единоначалие или демократичность. Окончательно определиться с решением их заставили кровавые потрясения в столицах осенью 1917 года.

Прения продолжались до начала октябрьского переворота в Петрограде. В Москве, где заседал Собор, большевикам не удалось сходу захватить власть, как в Петрограде. В городе началась гражданская война. 28 октября сторонники Временного правительства захватили Кремль, расстреляв там несколько десятков пробольшевистских солдат. Были многочисленные жертвы и в других стычках. И 28 октября прения на Соборе были прекращены. 

В заключительном слове епископ Астраханский Митрофан сказал: «Дело восстановления патриаршества нельзя откладывать: Россия горит, всё гибнет. И разве можно теперь долго рассуждать, что нам нужно орудие для собирания, для объединения Руси? Когда идёт война, нужен единый вождь, без которого воинство идёт вразброд». 

В тот же день было принято «Определение по общим положениям о высшем управлении Православной Российской Церкви». В нем закреплялись следующие положения: «В Православной Российской Церкви высшая власть — законодательная, административная, судебная и контролирующая — принадлежит Поместному Собору, периодически, в определённые сроки созываемому, в составе епископов, клириков и мирян. Восстановляется патриаршество, и управление церковное возглавляется Патриархом. Патриарх является первым между равными ему епископами. Патриарх вместе с органами церковного управления подотчётен Собору».

Затем священники попытались остановить кровопролитие на улицах Москвы, вступив в переговоры с Московским военно-революционным комитетом. Но для безбожников революционеров-большевиков духовенство со своими проповедями не являлось авторитетной силой.

Избрав патриархом митрополита Тихона, Собор приступил к обсуждению доклада «О правовом положении Русской православной церкви». После прений был принят соответствующий документ в адрес государственной власти. В нем говорилось:

«Священный Собор Православной Российской Церкви признает, что… должны быть приняты Государством следующие основные положения:

1. Православная Российская Церковь… занимает в Российском Государстве пе́рвенствующее среди других исповеданий публично-правовое положение, подобающее ей, как величайшей святыне огромного большинства населения и как великой исторической силе, созидавшей Российское Государство.

2. Православная Церковь в России в учении веры и нравственности, богослужении, внутренней церковной дисциплине и сношениях с другими автокефальными Церквами независима от государственной власти и… пользуется в делах церковного законодательства, управления и суда правами самоопределения и самоуправления.

3. Постановления и узаконения, издаваемые для себя Православною Церковью в установленном ею порядке, со времени обнародования их церковною властью, равно и акты церковного управления и суда признаются Государством имеющими юридическую силу и значение, поскольку ими не нарушаются государственные законы.

4. Государственные законы, касающиеся Православной Церкви, издаются не иначе, как по соглашению с церковною властью.

7. Глава Российского Государства, Министр Исповеданий и Министр Народного Просвещения и Товарищи их должны быть православными. 

14. Церковное венчание по православному чину признается законною формой заключения брака…»

Понятно, что ни одно из положений этого документа не могло быть принято формирующимся советским государством, в основе идеологии которого лежал воинствующий атеизм. Новая власть ответила духовенству первыми закрытиями храмов и конфискацией синодальной типографии. 

А 31 декабря 1917 года был опубликован проект декрета об отделении Церкви от государства. В связи с этим митрополит Петроградский Вениамин обратился с посланием в Совнарком, в котором предупреждал, что «осуществление этого проекта угрожает большим горем и страданиями православному русскому народу», он просил «не приводить в исполнение предполагаемого проекта об отобрании церковного достояния».

В январе 1918 года в Александро-Невскую лавру прибыл отряд матросов и красногвардейцев с распоряжением о конфискации имущества, подписанным комиссаром Александрой Коллонтай. Всем монахам приказали оставить монастырь. За попытку невыполнения этого распоряжения митрополит Вениамин и наместник лавры епископ Елисаветградский Прокопий были арестованы вместе со всем духовным Собором лавры, а обратившийся к красногвардейцам с мольбой о прекращении насилия престарелый протоиерей Петр Скипетров был ими застрелен. 

19 января (1 февраля) 1918 года патриарх Тихон издает послание, в котором предает анафеме участников кровавых расправ над невинными людьми. В его обращении говорится: «Власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всеми и в частности — над святою Церковью православной». 

На следующий день в газетах был опубликован «Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», который не только ознаменовал разрыв многовекового союза светской и духовной властей, но и явился юридическим прикрытием для гонения на Церковь. 

«Никакие церковные религиозные общества — говорится в документе — не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют». Только «по особым постановлениям местной или центральной государственной власти» церковь могла оставить за собой какие-то отдельные, конкретно указанные в постановлениях храмы и богослужебную утварь. Декрет также запрещал религиозное воспитание и образование детей в школе.

Таким образом, все замыслы духовенства в отношении улучшения своего правового положения после свержения царизма рассыпались в прах. Как сама церковь, так и все ее служители были лишены даже тех прав, которыми они обладали при самодержавии. Обращение к закону и к правосудию было совершенно бесполезным и даже невозможным: советская власть отменила все законы российской империи и ликвидировала все прежние судебные учреждения. 

Новые «народные суды» не опирались вообще ни на какое законодательство: восседавшие там представители агрессивного атеизма решали все вопросы исходя исключительно из соображений «революционной целесообразности». Для всего российского духовенства наступили крайне тяжелые времена полного бесправия.


Продолжение читайте на сайте РАПСИ 14 мая