РАПСИ начинает публикацию нового цикла правовых расследований кандидата исторических наук, депутата Госдумы первого созыва Александра Минжуренко. 

Речь в нем пойдет о профессиональных специалистах в разных сферах производства, отличительной чертой которых являлось не происхождение или место проживания, а мастерство и вытекающая из него высокая ценность на рынке. Первый материал посвящен формированию социальной прослойки ремесленников, а также специфике их существованию до появления особых определений правового положения.


Первое крупное общественное разделение труда провело границу между земледелием и скотоводством. Вторым шагом считается выделение ремесла, то есть специализация отдельных людей на производстве различных орудий труда, оружия и предметов домашнего обихода. В ходе этого процесса, соответственно, появляются особые группы производителей, которые не занимаются скотоводством или выращиванием урожая. 

Естественно, это происходит тогда, когда развивается обмен продуктами труда, вернее, это происходит параллельно, то есть одновременно. Ремесленник получает возможность сосредоточиться на производстве одного вида изделий, если он уверен в том, что всегда сможет обменять эти изделия на зерно, мясо и другие продукты сельского хозяйства.

Процесс выделения ремесла в особую отрасль в восточнославянских племенах в первые века нашей эры развивался медленно, так как господствовала система натурального хозяйства, при которой все необходимое для работы и быта крестьянин производил самостоятельно: и орудия труда, и одежду, и обувь. Поэтому выделению какого-либо ремесла должны были поспособствовать в первую очередь некие внешние обстоятельства или особые природные условия. 

Это легко проиллюстрировать на обособлении первого отдельного ремесла на Руси. Таковым считается гончарное дело. Действительно, глиняная посуда производилась абсолютно во всех племенах и практически в каждой родовой и соседской общине. 

Однако качество глины в некоторых местах выгодно отличалось от качества такого же сырья на прочих территориях. Слава о прочности посуды, изготовленной из этой особой глины, расходилась по всем городам и весям. Поэтому вполне естественно, что соседние общины и племена со временем стали предпочитать пользоваться керамическими изделиями именно из тех мест, где они получались более высокого качества. 

С этой поры наиболее талантливые умельцы в таких районах полностью переключились на производство глиняной посуды, постоянно совершенствуя технологию и технику производства. Так появилась новая категория в составе населения Древней Руси — ремесленники.

Аналогичный описанному выше процесс случился и с железоделательным производством: оно сосредоточилось там, где находились залежи необходимых для выработки металлов руд. Не случайно на первых местах по распространенности в России расположились фамилии Кузнецовых и Гончаровых. 

Там же в лидерах и Плотниковы, но обособление плотницкого ремесла шло, пожалуй, не столько по причине географических факторов, сколько по степени одаренности отдельных умельцев, которые могли возводить хозяйственные и жилые постройки лучше других. Потому таких людей нанимали бояре и относительно состоятельные крестьяне для строительства жилищ, рассчитываясь с ними опять же хлебом, шкурами, мясом и т.п.

Исторических источников в нашем распоряжении для детального изучения обособления ремесел и выделения соответствующего сословия в древнерусском обществе очень немного.

Принято считать, что ремесло как самостоятельная отрасль начало оформляться на Руси в VII–IX веках. Правовое положение первых ремесленников ничем не отличалось от прав их однообщинников, то есть все отношения в этих сообществах регулировались нормами обычного права. Но с появлением городов приходится уже отдельно говорить о сельских и городских ремесленниках, так как объем их прав, обязательств и привилегий стал существенно различаться.

Наиболее способные ремесленники естественным образом стремились расширить свои рынки сбыта, поэтому они и устремлялись в появляющиеся города, где им намного легче было найти покупателей и заказчиков своей продукции. Города привлекали ремесленников и тем, что именно там они встречались с купцами — людьми, профессионально занимающимися торговлей, то есть распространением и ремесленных изделий.

Сельские ремесленники с развитием феодализма так же, как и их односельчане, попадали в распоряжение бояр, которым великий князь раздавал в вотчины ранее свободные земли. Правовое положение таких деревенских ремесленников в связи с этим заметно изменилось к худшему: из свободных общинников они становились феодально-зависимыми людьми.

Обязанности крестьян перед своими феодалами состояли в основном из барщины и оброка (натурального или, позднее, денежного). Барщина — это обязательный труд крестьянина (2-3 дня в неделю) на «барской запашке» по обработке земли, производству посева, сенокосу, уборке и обмолоту урожая. Те ремесленники, которые еще не полностью порвали с сельским хозяйством и имели рабочих лошадей, а также инвентарь, несли все те же повинности, что и односельчане. Но это были люди, которых можно было назвать чем-то вроде «полуремесленников».

Окончательно же обособившиеся от чисто сельскохозяйственного труда ремесленники могли уже не иметь у себя в хозяйстве рабочий скот, соху и весь другой набор аграрного инвентаря. Весь свой рабочий день они проводили в кузнице, гончарной мастерской или изготовляя лошадиную кожаную упряжь и т.п. 

Ясно, что отрабатывать барщину на боярской земле обычным порядком они не могли. Да и не рационально было использовать такую высококвалифицированную рабочую силу на простой физический труд. Поэтому повсеместно бояре принимали одинаковые решения: они освобождали ремесленников от барщины и заставляли их нести феодальные повинности в форме выплаты оброка своей произведенной продукцией. В тех же случаях, когда у ремесленника уже был хорошо налажен сбыт своих изделий через купцов, феодал требовал уплаты оброка в денежном выражении.

В самом бесправном положении оказывались ремесленники-холопы. Эта прослойка формировалась волевыми решениями бояр-вотчинников, которые включали отдельных ремесленников в число своей личной и дворовой обслуги. Такие специалисты фактически лишались своего самостоятельного хозяйства и не могли распоряжаться произведенной ими продукцией. 

Холопы-ремесленники обязаны были выполнять все поручения феодала по обустройству и обслуживанию его жилища, усадьбы и дворового хозяйства. Таким образом, объемы их феодальных повинностей не были ограничены никакими правовыми рамками.

В совсем другом правовом положении оказывались ремесленники, перебравшиеся в города. В IX–X веках в письменных источниках сохранилось название 25 городов, таких как Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, Суздаль и другие. За XI век появилось еще свыше 60 городов, в том числе Витебск, Курск, Минск, Рязань. Образование наибольшего числа городов пришлось на XII век. В это время появились Брянск, Галич, Дмитров, Коломна, Москва и другие — всего не менее 134. 

Общее число городов, возникших до монголо-татарского нашествия, приближалось к 300. Это были центры ремесленного производства. В больших городах ремесленники селились улицами по профессиональному признаку (например, Гончарный и Плотницкий концы — в Новгороде, Кожемяк — в Киеве). 

Городские ремесленники часто были основными насельниками первых русских городов и могли составлять там большинство, образуя целые районы своего расселения — ремесленные посады. Они получали право иметь свое оружие и быть в составе городского войска. 

Обычно именно из ремесленников и формировались отряды городского ополчения в случае большой войны. Эта категория населения не попадала под власть феодалов-бояр и была свободной. Во многих городах, там, где было вечевое правление, ремесленники могли силой большинства проводить решения в свою пользу, в защиту своих прав и интересов.

Таким образом, одновременно с формированием Древнерусского государства происходило складывание и оформление не очень большой количественно, но очень важной социальной прослойки в обществе — ремесленников. 

Их правовое положение не было четко определено в первых сводах русского права, да и говорить об этом в целом не позволяет заметно выраженная дифференциация данной категории населения: от ремесленников-холопов, до городских ремесленников крупных городов вроде Новгорода, где ремесленники могли на вечевом собрании сыграть решающую роль даже на выборах кандидата на высшую государственную должность – посадника.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 3 сентября