Российское агентство правовой и судебной информации (РАПСИ) представляет исследование «Юридические компании и СМИ», направленное на продолжение анализа взаимодействия юрфирм с различными ветвями власти. Цель данного материала – продемонстрировать уровень открытости юридических компаний для общественности на основании исследования преобразованных в статистику открытых данных. 

РАПСИ имеет многолетний опыт исследования медийности юридического рынка: первое подобное исследование было проведено агентством еще в 2011 году. Уже тогда стал очевиден тренд на повышение значимости исследуемой отрасли в российской правовой системе и как следствие в медиа пространстве. 

В настоящее время юридический рынок России, на наш взгляд, характеризуется излишней закрытостью, деятельность юрфирм не дает СМИ исчерпывающего количества информационных поводов для написания материалов. Причина этого видится не только в специфике отрасли, но и в политике компаний.

Тем не менее отдельные сведения о деятельности юрфирм попадают в СМИ, формируя их медийность. Соответственно, чем чаще та или иная организация упоминается в новостях, тем выше уровень ее медийности. 

Настоящее рейтинговое исследование РАПСИ призвано определить степень открытости ведущих юрфирм на российском рынке по критерию медийности. Для определения списка компаний-участников рейтинга была создана фокус-группа, в которую вошли независимые практикующие юристы, представители некоторых юркомпаний, специалисты по PR и журналисты. 

По итогам обсуждения был сформированы перечень из 50 компаний, 10 адвокатских бюро и 10 адвокатов, которые российским юридическим сообществом определяются как наиболее медийные (рейтинг составлен без учета некоторых известных компаний, которые во время выборочного опроса отказались от упоминания в перечне). 

Для проведения исследования были использованы инструменты поисковых сервисов Яндекс-новости и Google-новости. 

При ранжировании списка посчитано, сколько раз название каждой из выбранных компаний фигурирует в новостях за 2018 год. Контекст же задавался таким образом, чтобы нивелировать возможность обретения нерелевантных результатов. По каждой из компаний учитывался только один поисковый запрос, который давал наиболее корректный результат. 

После обработки данных по всем компаниям была определена юрфирма, которая упомянута в публикациях наименьшее число раз. Минимальное количество упоминаний стало условной единицей. Таким образом, соотношение числа упоминаний по отношению к условной единице стало показателем, который использовался для определения индекса медийности.

Примечательно, что использованная при составлении рейтинга методология является новаторством РАПСИ. Именно она была применялась ранее при построении рейтинга арбитражных судов. Методология была высоко оценена юридическим сообществом, а рейтинги, составленные по ней, неоднократно ретранслировались на официальных сайтах арбитражных судов. 

При проведении исследования РАПСИ выяснило, что одной из стандартных PR-практик на российском медийном рынке является инициация публикаций в СМИ, индексируемых Яндексом. Именно поэтому использованная в данном исследовании методология учитывала также запросы в Google. Такой подход позволил рейтингу максимально достоверно отразить показатель открытости юридических организаций, практически не учитывая результаты деятельности по их продвижения в медийном поле. 

Чаще всех в поисковую выдачу попадают 5 компаний:

Рустам Курмаев и партнеры 470

Ильяшев и Партнеры 304

Хренов и партнеры 271

BGP Litigation 192

Яковлев Партнеры 188

 

Из адвокатов самыми упоминаемыми в прессе стали:

Из адвокатских бюро самыми упоминаемыми в прессе стали:

Отдельно РАПСИ хочет упомянуть юркомпании, которые в 2018 году непосредственно взаимодействовали с агентством, озвучивая журналистам свою экспертную позицию, комментируя резонансные дела и пр. 

Всего с РАПСИ в исследуемый период взаимодействовали 12 юркомпаний. Соответственно, чем больше юркомпания или адвокат упоминались в материалах РАПСИ, тем выше их позиция в рейтинге. 

Абсолютным лидером по данному параметру стала компания PwC (отделение в России) с коэффициентом 5,33. Второе и третье места разделили BGP Litigation и Hogan Lovells с коэффициентом 1. 

В рейтинг также попали:

Также сформирован рейтинг отдельных адвокатов, которые наиболее часто упоминались в материалах РАПСИ 2018 года: