В послании президента России Федеральному Собранию РФ Владимир Путин уделил большое значение защите независимости судей и принципу их подчинения исключительно Конституции и федеральному законодательству. Между тем в России по-прежнему большой проблемой остается давление на судей, попытки повлиять на их решения, в том числе медийными средствами. К сожалению, инструменты постправды и фейковых новостей сегодня еще могут безнаказанно использоваться в адрес даже гарантов стабильности всей судебной системы.
Серия публикаций, посвященных абстрактной перспективе ухода в отставку председателя Верховного суда (ВС) РФ Вячеслава Лебедева, появилась одномоментно в этом месяце в разных СМИ. Это могло бы выглядеть попыткой придумать сенсацию на пустом месте — так называемым кликбейтом. Однако единообразие содержания материалов в разных источниках, почти синхронный их выход при отсутствии какого-либо инфоповода для появления таких новостей заставляет считать это спланированной пиар-акцией.
Волна публикаций, посвященных здоровью и рабочим перспективам Лебедева, распространяется по отработанному механизму лоббирования интересов заказчика компаниями, специализирующимися на черном пиаре. Знатоки этого рынка объяснили РАПСИ, что скорее всего некоторая персона(-ы) могла понадеяться на возникновение ситуации «аппаратной турбулентности» в результате масштабных реформ, озвученных Путиным в послании, а также замены Генпрокурора и обновления состава правительства, и решила ей воспользоваться в своих интересах.
Это могло бы быть просто неприятным недоразумением, однако данный жест фактически является вызовом не только независимости судебной системы России, но и обоснованности президентских утверждений.
За последние 20 лет Путин ни разу не выказал никаких сомнений не только в полном соответствии Лебедева занимаемой должности, но и в его профессиональных качествах, превращающих главу ВС в ситуации судебной реформы практически в безальтернативную фигуру.
Напомним, что не так давно Путин наградил Лебедева орденом «За заслуги перед отечеством» I степени «за выдающиеся заслуги в развитии российской государственности и совершенствовании судебной системы». Глава ВС стал полным кавалером данного ордена.
А в сентябре прошлого года Совет Федерации досрочно переизбрал Лебедева на пост председателя Верховного суда, хотя срок его полномочий заканчивался только весной 2020 года. Более чем очевидно, что сделано это было с целью предотвращения именно такого вредного нагнетания интереса к вопросу дальнейших перспектив Лебедева, каковой возник в серии публикаций этого января.
Все ветви власти выказывают заинтересованность исключительно в дальнейшей последовательной и плодотворной работе Лебедева на посту главы Верховной суда. «Это самый прогрессивный, независимый и профессиональный суд в системе судов общей юрисдикции, и огромная заслуга в этом принадлежит Вячеславу Лебедеву», — отметил председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас после переназначения Лебедева в прошлом году.
В этой связи особое значение обретает заявление президента в послании Федеральному Собранию: «Подчеркну, безусловным должен быть не только профессионализм судей, но и доверие к ним. Справедливость и моральное право принимать решения, затрагивающие судьбы людей, всегда в России имели первостепенное значение», — сказал Путин.
Очевидно, что в большой степени эти слова относятся непосредственно к Лебедеву, поскольку, как отметил президент, именно ВС играет «ключевую роль в обеспечении законности и прав граждан».
Следует отметить, что очевидная бесспорность утверждения Путина о важности доверия судьям однако же является новым акцентом в его заявлениях на эту тему, что может являться симптомом определенного карт-бланша, предоставленного президентом Лебедеву на продолжение судебной реформы, а также демонстрацией недопустимости любых спекуляций на теме кадровых перестановок в этой сфере.
Напомним, ранее Путин более лояльно воспринимал критику в отношении судей. В частности, сказав Лебедеву, что «вы человек очень опытный, рассчитываю, что вы приложите все свои силы, знания, опыт для того, чтобы наладить работу Верховного Суда в новом качестве», Путин предупреждал: «само собой разумеется, что и критики звучит много, как и положено в демократическом обществе в отношении любых органов государства. Но мы с Вами знаем, что от эффективной работы судебной системы в целом очень много зависит и в развитии экономики, и в укреплении нашей государственности, в укреплении демократических основ нашего общества. Я искренне желаю Вам успехов».
Тем самым новые акценты в речи президента могут свидетельствовать о пристальном контроле президента за обеспечением комфортных условий для продолжения судебной реформы ее автором и бессменным руководителем. Ведь именно с такой предпосылкой еще в 2012 году по инициативе Путина за год до 70-летнего юбилея Лебедева были отменены ограничения по возрасту для председателя Верховного суда, а также ограничение права занимать эту должность не больше двух сроков подряд. Последовательная реализация судебной реформы слишком важна для развития страны, чтобы на ее реализацию могли воздействовать некие внешние случайные и формальные факторы.
Вероятно, заявление Путина о доверии может быть связано также и с тем, что в этом году успешно завершается очередной этап судебной реформы: реализация Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2013-2020 годы. Слова президента, также как и досрочное продление полномочий Лебедева, вполне можно оценивать как высокую оценку результатов реализации программы. А также одобрение ее продолжения и запуска нового этапа реформы (чьи контуры вполне очевидно были обозначены в послании Федеральному Собранию).
Любая подковерная борьба против Лебедева в таком контексте может рассматриваться как попытка помешать реализации одной из президентских инициатив.
Судебная реформа
В этой связи весьма своевременно будет вспомнить основные вехи судебной реформы, беспрерывно продолжающейся на протяжении всей истории существования Российской Федерации.
В девяностые годы под руководством Лебедева была создана федеральная судебная система, появилось всеобщее право на суд присяжных, расширены возможности обжалования неправомерных действий должностных лиц. В судебной системе появились гарантии деятельности судей, было закреплено право каждого на судебную защиту, возник институт мировых судей, был определен правовой статус военных судов.
Радикально изменился порядок судопроизводства. В частности, в деятельности по осуществлению правосудия заметно усилились демократические начала: презумпция невиновности, право обвиняемого на защиту, состязательность процесса и равноправие сторон.
В 2000 году новый президент РФ Владимир Путин подвел первые итоги реформы судебной системы: «Говоря о главном итоге судебной реформы, хотел бы подчеркнуть: судебная власть в России, несмотря на проблемы, все-таки состоялась. Мы можем и должны это констатировать. В базовых параметрах концепция судебной реформы реализована».
Вскоре после того, как Путин стал президентом, Лебедев инициировал новый этап реформы. В рамках него к 2006 году была достигнута цель обеспечения информатизации судов общей юрисдикции: внедрена Государственная автоматизированная система (ГАС) «Правосудие».
Кроме того, по словам экспертов, авторитет Лебедева предоставил судьям юридические гарантии независимости и неприкосновенности, «такие, каких не было в Советском Союзе в старые времена и даже по реформе 1864 года».
Целью третьего этапа реформ стало достижение к 2012 году открытости и прозрачности правосудия, обеспечение независимости судей, а также повышение уровня исполнения судебных актов. Все решения судов сейчас публикуются как на сайте Верховного суда РФ, так и в интернете. Они доступны для всех граждан, так что вопрос о закрытости можно считать снятым.
Главным результатом следующего этапа реформы, очевидно, стало объединение Высшего Арбитражного и Верховного судов РФ. Практически всеми экспертами она признана успешной. В частности, президент России отметил, что после объединения судебная «структура стала еще более мощной, еще более значимой в системе государственных органов».
Особой заслугой Лебедева за время реформ стала гуманизация судебной практики. Как отметил президент Федеральной палаты адвокатов РФ Юрий Пилипенко, на награждении председателя ВС премией «Фемида»: «даже одни только последние инициативы Вячеслава Михайловича, связанные с гуманизацией ряда уголовных статей, сами по себе определенно заслуживают награды. А тот факт, что он в настоящее время поднимает вопросы реформирования судебной власти, свидетельствует о том, что это человек, на которого все мы можем равняться».
За время судебной реформы Лебедева количество лиц, находящихся в местах лишения свободы, снизилось почти в 2 раза. Однако гуманизм судебной системы при Лебедеве заключается не только в сокращении числа заключенных, но и в формировании равного подхода к делу любого гражданина, независимо от статуса. В профессиональной среде ходит множество историй, как на Лебедева пытались надавить с самого верха и их ставили на место.
Очевидно, именно благодаря такой независимости, достичь которой вряд ли по силам кому-либо из более молодых его коллег, Лебедеву и удается стабильно руководить и эффективно развивать систему, насчитывающую свыше 2400 судов, около 7,5 тысяч мировых судей и в общей сложности 34 тысячи людей, которые регулярно отправляют правосудие.