Военная реформа и реформа управления заметно повлияли на правовое положение и обычную жизнь казаков. Реформа самоуправления предоставила казакам новые права и позволила им более активно участвовать в хозяйственной и общественной жизни станицы. Были предоставлены права приема в казачье сословие и выхода из него.

О деталях особых прав, предоставленных казакам во второй половине XIX века, рассказывает в двенадцатом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.


Буржуазные реформы 1860-х годов, и прежде всего военная реформа 1864 года, коснулись и казачества. При определении сроков службы казаков законодатель исходил из общеимперской тенденции их сокращения. 

Согласно военной реформе 1864 года, с 1874 года Россия перешла к всеобщей воинской повинности. Вместо рекрутского набора по новому закону призывались все молодые люди, достигшие 21 года. Однако правительство каждый год определяло необходимое число новобранцев, по жребию брало из призывников только это число, и потому обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников.

Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также если старший брат призывника отбывал или отбыл службу. 

Взятые на службу числились в ней: в сухопутных войсках 15 лет (6 лет в строю и 9 лет в запасе), во флоте — 7 лет действительной службы и 3 года в запасе.

Несмотря на общее сокращение длительности службы на протяжении всего имперского периода сроки службы казаков были более продолжительными по сравнению с другими сословиями, подлежащими призыву в армию. 

Срок военной службы по реформе был сокращен с 25 до 20 лет. По новому положению, в отличие от других сословий, казаки начинали службу с 18 лет, первые 3 года (с 18 до 21) они считались в «приготовительном разряде», с 21 до 33 лет, т.е. 12 лет, казаки числились в «строевом разряде», после чего 5 лет (34-38 лет) пребывали в запасе. 

Непосредственная (строевая) служба включала в себя 4 года действительной и 8 лет на «льготе». Будучи в приготовительном разряде и на льготе, казаки жили дома, но проходили лагерные сборы. 

В ходе буржуазных военных реформ казачьи войска были включены в состав губерний и областей, разрешался, хотя и с большим ограничением, прием в казачье сословие и выход из него. Вводились новые штаты, которые приближали организацию казачьих войск к требованиям буржуазной армии. 

Казачьи полки делились на три очереди. Полки 1 очереди, состоящие из казаков 21-25 лет, несли службу на границах России. Штабы и офицерские кадры полков 2 и 3 очередей находились на территории казачьих областей. В случае войны они пополнялись казаками 25-33 лет и выступали на театр военных действий. Казаки «запаса» в таком случае составляли отдельные сотни и тоже выступали на войну. В крайнем случае могло формироваться ополчение из казаков, выбывших по возрасту из «запаса». 

Будучи частью силовых структур, относящихся к охранительной системе государства, казачьи войска юга России достаточно эффективно обеспечивали охрану общественного порядка и профилактику вооруженных выступлений против власти в местах своего традиционного проживания. 

Сам факт соседства с казачьими сообществами, готовыми к эффективному силовому сопротивлению, являлся сдерживающим фактором на территориях с высоким уровнем социально-политической напряженности. В первую очередь речь идет о землях, присоединенных к империи в ходе Кавказской войны.

Изменилось тактическое применение казачьих полков. Некоторые из них вошли четверыми полками в состав кавалерийских дивизий вместе с драгунскими, уланскими и гусарскими полками. Но значительная часть была в отдельных казачьих дивизиях. В целом роль казачьих полков повысилась, так как регулярная кавалерия по количеству была сокращена почти наполовину.

Для подготовки казачьих офицеров были созданы специальные военные учебные заведения. Так, на Дону в 1869 году открылось Новочеркасское казачье юнкерское училище, а в 1883 году — Новочеркасский кадетский корпус. 

В ходе реформ было усовершенствовано управление казачьими войсками и самоуправление внутри них. На Дону атаману были присвоены права командующего военным округом. Войсковые дежурства преобразовывались в войсковые штабы. В 1874 году был утвержден новый штат военного управления. 

В 1868 году на территории казачьих войск было разрешено постоянное проживание лицам невойсковых сословий. На юг, на восток хлынул поток «иногородних», которые получили право приобретать на казачьих землях недвижимость. В результате отмены крепостного права на Дону получили право местного самоуправления поселения бывших крепостных крестьян донских помещиков.

В 1870 году было реорганизовано станичное управление на Дону, образцом послужили органы крестьянского самоуправления Центральной России. Согласно новому положению основу казачьего самоуправления составляло станичное общество, к которому относились все лица казачьего сословия. 

Общественное управление делилось на станичное правление и хуторское правление. Станичное правление составляли станичный сбор, станичный атаман, правление и суд. В станичный сбор входили казаки-домохозяева старше 25 лет, по одному от 10 дворов. Если станица делилась на хутора, в хуторах тоже собирались хуторские сходы из всех домохозяев старше 25 лет. Создавались хуторские правления из хуторских атаманов и их помощников. 

Правом участвовать в сборе обладали и представители неказачьего населения, проживающие на станичных землях, но только по вопросам, которые касались их непосредственно.

В 1891 года правительство, опираясь на опыт Войска Донского, приняло «Положение об общественном управлении станиц казачьих войск», которое распространялось на все войска.

С 1864 года в казачьих войсках начались преобразования в сфере суда. С 1871 года на Дону в самом большом казачьем войске стал действовать мировой суд. Менее удачной была попытка ввести в казачьих войсках земское самоуправление. Органы своего казачьего самоуправления и свой станичный бюджет вполне удовлетворяли казаков. С введением земских органов произошло бы дублирование структур. 

В целом проводимые в России в 1860-70-е годы реформы существенно отразились на жизни казаков и казачьих войск. В контексте всех преобразований казаки приобрели значительный объем прав и, можно сказать, стали гражданами. Они по многим правовым позициям приблизились к положению других слоев населения. Однако целая система особых привилегий и повинностей выделяла казаков в резко отличающееся от других категорий населения военное сословие.

Самым существенным правовым преобразованием в ходе реформ можно считать предоставление права казакам выходить из своего сословия. Это было тоже своеобразное освобождение казачества от крепостного права, от жесткого прикрепления их к своим местам проживания. 

Однако воспользоваться этим правом казаки не спешили. Это говорит о том, что подавляющее большинство казаков были удовлетворены своим особым правовым статусом и не хотели лишаться узаконенного объема права.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 18 февраля