Революционный лозунг «долой частную собственность» привёл к аморальности, оправданию преступности и иллюзии об отсутствии всяких регулирующих норм, считает Александра Коллонтай. 

«Теперь вор не просто крадет, он «реквизирует»... Малосознательный рабочий, участвующий в обыске, опускает в карман «блестящие вещицы», которые принадлежат «буржую». Жильцы барского особняка безжалостно перекраивают мебельную обивку на домашние нужды, срезают кожу для сапог с дивана… Это же ничье!» — сетует Коллонтай. И хоть она не призывает вернуть понятие частной собственности, но предлагает благоговейно относиться к любому имуществу, тем более, что теперь оно общее, всенародное.

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 17 марта 1920 года.*


 Еще одно оружие в борьбе с разрухой

Использованы ли нами все орудия, какими располагает пролетариат для утверждения своего социального господства в момент напряженной борьбы с отжившими формами хозяйства и строительства новых форм общежития и производства?

Стоит вдуматься, чтобы решительно сказать: нет, не использовано. Остается еще одно могущественное, верное и испытанное оружие борьбы, мимо которого мы проходим с полным равнодушием, забывая, какую огромную роль это оружие сыграло в истории в момент утверждения господства других классов. Оружие это – отчетливая классовая мораль.

Сколько жалоб несется со всех сторон на господствующий ныне аморализм! Не соблюдаются самые простые, элементарные положения нравственности. Старая мораль, вытекающая из основного принципа частной собственности и личной добродетели, поколеблена в самом своем основании. Все правила нравственно-буржуазные разрушены. Моральные начала, сдерживающие эгоистические стремления человека, отпали, и все, что вчера было запретным, грехом преступным, стало дозволенным. Будто нет больше границ хотенью человека, будто нет больше морали, с которой приходится считаться. Все дозволено, все допустимо, раз поступок прямо не противоречит советскому декрету.

А между тем нам ли, марксистам, не знать, что отмерла не мораль, т.-е. норма общежития, а лишь буржуазная сущность морали, что вместе с созданием нового хозяйственного уклада, этого фундамента коммунистического общества, неизбежно вырастает, складывается и выкристаллизовывается и «надстройка», т.-е. мораль нового пролетарского класса. Долг коммунистов растолковать растерявшимся, ошеломленным великим историческим сдвигом рабочим и крестьянским массам основы новой морали и на место чудовищно, недопустимо развивающегося аморализма и нравственной расхлябанности утвердить и выявить перед массами главные основы той морали, что тесно и неразрывно связана с периодом пролетарской диктатуры. Пример: Каково отношение широких масс к идее собственности? Лозунг: долой частную собственность претворяется в умах как отсутствие всяких регулирующих норм. Теперь вор не просто крадет, - он «реквизирует». Что реквизиции эти совершаются в его собственную пользу, а не идут на нужды коллектива, трудового государства, такой тонкости не ухватили и не поняли многие. Извозчик, у которого поломался кнут, ничтоже сумняшеся, отрывает свисший конец телеграфной проволоки для кнутовища. Красноармеец, которого отправили в село за фуражом, заодно прихватывает, «реквизирует», для себя, лошадь. Малосознательный рабочий, участвующий в обыске, опускает в карман «блестящие вещицы», которые принадлежат «буржую». Жильцы барского особняка безжалостно перекраивают мебельную обивку на домашние нужды, срезают кожу для сапог с дивана… Это же ничье! Неужели преклоняться перед принципом частной собственности? Из легкомысленного смешения понятий о краже и реквизиции вырастает чудовищный аморализм; смеющийся над старозаветной заповедью: «Не укради».

Между тем, эта заповедь остается по-прежнему священной. И это необходимо растолковать товарищам. Коммунисты не признают частной собственности, но коммунисты твердо, решительно и беспощадно борются со всеми, кто не признает собственности коллективной. Надо заменить в представлении, в мыслях, в чувствах каждого из нас благоговейное отношение к частной собственности таким же Благоговейным отношением к собственности народной, к народному достоянию, - такова одна из живых задач нашей партии в момент борьбы с народно-хозяйственной разрухой.

А. Коллонтай.

(Известия В. Ц. И. К.)

Подготовил Евгений Новиков


*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены