Трибунал приговорил к расстрелу обвиняемого в спекуляции, однако тут же сам суд заявил ходатайство заменить меру наказания любым другим: по отзыву чиновников подсудимый является очень редким и незаменимым специалистом по точным измерительным приборам, и трибунал счёл необходимым использовать его опыт и знания на пользу Советской Республики.

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 28 июля 1920 года.*


Дело о спекулянтах

12 и 13 июля в Главном Рев.-Воен. Жел. Трибунале слушалось дело по обвинению бывшего купца Кари, инженеров Дмитриевского и Бекаревича и др.  в том, что они занимались организованной спекуляцией и «использовали органы транспорта, которые ощущали острую нужду в некоторых предметах, для сбыта товаров, из чего извлекали личную выгоду».

Обвиняемый Кари скрылся от суда, бежав в приют всех российских мошенников, белую Польшу.

Инженеры Дмитриевский и Бекаревич – типичные представители «деловой» буржуазной интеллигенции… Революция лишила этих «благополучных обывателей» незаслуженного ими благополучия, и они, чтобы вернуть себе «жизнь привольную и праздную», готовы пускаться во все тяжкие.

- Жизнь становится все труднее, жалованья не хватало… Мне надо было кормить семью… Я и ухватился за случай «подработать», - говорит инженер Дмитриевский.

- Жить было трудно, вторит ему Бекаревич, упитанный господин с маленьким лбом и большими усами. – Зимою мне пришлось, например, перевезти на себе сажень дров: я надорвался… И вдруг представился случай «подработать»…

«Подработал» инженер Дмитриевский, по его собственному признанию, не двадцать, не тридцать тысяч, а около трех миллионов. Полтора миллиона он получил и «использовал», а получить вторую половину «заработка» ему помешала В. Ч. К.

Инженер Бекаревич подрабатывал, по-видимому, не меньше… Но на суде он пытался, хотя и неудачно, изобразил из себя «бескорыстного» и «самоотверженного» спекулянта.

- Поставляя Александровской ж. д. хороший товар, я имел в виду интересы транспорта, а не свои.

Остальные обвиняемые – мелкие «рыцари надежды» никак не желающие примириться с тем, что новый строй лишает их возможности наживиться.

Главный Рев.-Воен. Жел. Трибунал постановил: гражданина Кари объявить врагом трудящихся и стоящим вне закона Р. С. Ф. С. Р. и подлежащим немедленному расстрелу при обнаружении его на территории Советской Республики. К гражданину Дмитриевскому применить высшую меру наказания – расстрел. Гр. Бекаревича, Стырмана и Рабиновича подвергнуть общественным принудительным работам с содержанием под стражей сроком на 15 лет каждого, гр. Глуха – на десять лет и гр. Вельца, Кацеленбогена и Копылова – на пять лет каждого.

Принимая во внимание, что по отзыву Главвоздухфлота гр. Дмитриевский является очень редким и незаменимым в Советской Республике специалистом по точным измерительным приборам, Трибунал постановил:

Приговор о гр. Дмитриевском представить на усмотрение президиума ВЦИК с ходатайством заменить гр. Дмитриевскому высшую меру наказания таким наказанием, при котором можно было бы использовать его опыт и знания на пользу трудящихся Советской Республики.

(Гудок № 64)

Подготовил Евгений Новиков


*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены