В 1860-70-е годы положение рабочих в России оставалось бесправным и характеризовалось жестокими формами труда. Зачастую на фабрично-заводских предприятиях действовали правила внутреннего распорядка, составленные самими владельцами и вводимые без всяких объяснений рабочим.
Неограниченная законами эксплуатация рабочих спровоцировала появление нового явления – стачек. Их распространению должно было воспрепятствовать законодательное урегулирование этой сферы. О попытках Госсовета решить проблему социального напряжения рассказывает в третьем эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.
Один из первых фабричных инспекторов Московской губернии, профессор Московского университета И.И. Янжул так описывал бесправие рабочих в период реформ Александра II: "Хозяин фабрики – неограниченный властитель и законодатель, которого никакие законы не стесняют, рабочие ему обязаны "беспрекословным повиновением", как гласят правила одной фабрики".
В Московской губернии наиболее типичным был 12-часовой рабочий день, но на ряде предприятий он продолжался 14, 15, 16 часов. На большинстве фабрик выходные по праздникам были редкостью, а воскресные работы – являлись обычным явлением.
Хозяева включали в договоры такие пункты, которые лишали рабочего всякой свободы. Система штрафов была развита до виртуозности. Нередко размер штрафов никак не определялся заранее. Янжул неоднократно находил в правилах многих фабрик лаконичную запись: "Замеченные в нарушении фабричных правил штрафуются по усмотрению хозяина".
Штрафы с рабочих, взимавшиеся по самым разнообразным поводам и без повода, без указания причины, поступали в полное распоряжение предпринимателя. Они доходили иногда до половины заработка, то есть рабочий из заработанного рубля отдавал хозяину 50 копеек. Бывали случаи, когда сверх штрафов назначалась еще неустойка, например, 10 рублей за уход с фабрики.
Фабриканты считали себя вправе, вопреки закону, запрещавшему им самовольно понижать заработную плату до истечения срока договора, уменьшать ее в любое время по своему усмотрению.
По свидетельству Янжула, рабочие страдали от крайней неопределенности сроков выплаты зарплаты. Как правило, они не оговаривались в рабочем договоре, и хозяин выдавал деньги рабочим или два раза – на Пасху и Рождество – или три-четыре раза (иногда чаще) в год. Все зависело от воли хозяина.
На некоторых фабриках практиковался и такой порядок: зарплата не выдавалась числящемуся в крестьянском сословии рабочему на руки в течение года (до окончания срока по найму). Деньги, необходимые ему для податей, отсылались прямо волостным старшинам или старостам.
При таких порядках рабочий вынужден был кредитоваться в фабричных лавках, неоплатным должником которых он зачастую был весь год. Фабричные лавки давали такой доход фабрикантам, что некоторые их владельцы ставили в условие найма рабочих обязательство брать продовольствие только у хозяина.
Конец 1860 - начало 1870-х годов ознаменовались нарастанием недовольства рабочих и началом рабочего движения за свои права. Особенно обостряются отношения между рабочими и предпринимателями в текстильной, прежде всего хлопчатобумажной, промышленности – ведущей отрасли в стране.
Широкий резонанс получила стачка на Невской бумагопрядильне в Петербурге в мае 1870 года, в которой приняло участие 800 ткачей и прядильщиков. Их требованием было увеличение сдельной оплаты труда.
Суд над ее организаторами сделал достоянием гласности произвол на фабрике. Присяжные заседатели осудили зачинщиков всего на несколько дней ареста, а вышестоящая судебная инстанция вообще всех оправдала.
Это обстоятельство вызвало правительственный запрет на публикацию в прессе сведений о стачках и издание секретного циркуляра, согласно которому губернаторам рекомендовалось не допускать "дела" о стачках до судебного разбирательства и высылать их зачинщиков в административном порядке.
В августе 1872 года произошла очень большая стачка на Кренгольмской мануфактуре с числом рабочих 7 тысяч человек. Характер требований и настойчивость, с какой рабочие отстаивали свои права, сделали ее выдающимся событием рабочего движения своего времени.
В связи с выступлениями рабочих Невской бумагопрядильни за свои права МВД издало циркуляр от 6 июля 1870 года, в котором признавалось, что эта стачка "явление совершенно новое, до сего времени еще не проявлявшееся".
Вслед за этим, в октябре, министр внутренних дел А.Е. Тимашев в докладе Александру II поставил вопрос о необходимости разработки закона, регламентирующего "взаимоотношения фабрикантов и рабочих". Тимашев считал необходимым установить известные пределы эксплуатации рабочих предпринимателями.
В октябре 1870 года была создана под председательством члена Государственного Совета Н. П. Игнатьева "Комиссия по урегулированию отношений найма". На нее возлагалась задача разработать меры по "улучшению быта рабочих".
Комиссии предстояло в своей деятельности руководствоваться "высочайшей волей относительно наилучшего обеспечения рабочего класса и установления прочных отношений между нанимателями и нанимающимися", что соответствовало попечительному курсу правительственной политики в "рабочем вопросе".
Проект комиссии Игнатьева отвечал, по оценке петербургского градоначальника Д.Ф. Трепова, стоявшим перед правительством задачам, так как «по возможности уравновешивал перед лицом закона права обеих сторон, как нанимателей, так и нанимающихся".
В целом "Устав о личном найме рабочих и прислуги" официальными кругами (в том числе и в Министерстве финансов) был признан слишком "прорабочим", недостаточно учитывавшим интересы предпринимателей и промышленности, что главным образом и предрешило его судьбу.
Работы над законопроектом возобновились в созданной в 1874 году междуведомственной комиссии под председательством П.А. Валуева. Глава комиссии сам целенаправленно исключал статьи, которые или содержали либеральные настроения его предшественников, или допускали развитие "самодеятельности" рабочих. Так, из законопроекта были исключены положения об артелях рабочих.
В марте 1875 года работы комиссии были завершены. В итоге был разработан законопроект "Положение о найме рабочих", который и отправили в Госсовет. С января 1876 года началось его обсуждение.
Но в конечном итоге было решено ограничиться изданием правил только для основных категорий рабочих: фабричных, строительных и сельских, снизив при этом уровень требований по охране труда. Некоторое время работы комиссии над законопроектом еще продолжались. Но многолетняя деятельность валуевской комиссии, равно как и ее предшественниц, закончилась также безрезультатно.
В обстановке все более нараставшего социального напряжения, роста стачечного движения в стране царским указом от 4 февраля 1880 года. Госсовету предписывалось рассмотреть вопрос о целесообразности утверждения законопроекта. Одновременно подчеркивалась предпочтительность издания отдельных правил о найме по представлениям министров в случае возникавшей необходимости.
Исходя из сложившейся ситуации, Госсовет признал принятие подготовленных законов несвоевременным.
Продолжение читайте на сайте РАПСИ 15 сентября