Верховный суд РФ обращает внимание судов на необходимость тщательнее готовиться к делам, касающимся административной ответственности за неуплату алиментов, а также разъясняет, при каких условиях дела подобной категории рассматривать нельзя.


Умышленная вина 

Субъективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или 2 статьи 5.351 КоАП РФ, характеризуется умышленной формой вины, напоминает ВС. 

«Лицо, обязанное уплачивать алименты, подлежит привлечению к административной ответственности и в том случае, если установлен факт умышленной неполной уплаты им средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, то есть уплаты алиментов в размере меньшем, чем это предусмотрено судебным актом или соглашением об уплате алиментов, поскольку данное обстоятельство является их нарушением», - разъясняется в проекте постановления Пленума.

Участие должника 

Дела о неуплате алиментов в обязательном порядке должны рассматриваться с участием должника, указывает ВС. 

«В связи с тем, что санкции частей 1, 2 статьи 5.35.1 КоАП РФ предусматривают возможность назначения административного наказания в виде обязательных работ либо административного ареста, дело об административном правонарушении подлежит рассмотрению исключительно с участием лица, в отношении которого оно возбуждено, в день получения протокола об административном правонарушении (постановления о возбуждении дела об административном правонарушении) и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, – не позднее 48 часов с момента его задержания (часть 3 статьи 25.1, часть 4 статьи 29.6 КоАП РФ)», - указывается в документе. 

Тщательная подготовка 

ВС обращает внимание судов на необходимость тщательной подготовки к делам о неуплате налогов, поскольку по ним установлены сокращённые сроки рассмотрения. 

«Ввиду сокращенных сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях данной категории материалы, поступившие в суд, должны содержать исчерпывающие и непротиворечивые сведения, относящиеся к событию административного правонарушения, в частности, позволяющие отграничить его от деяния, содержащего признаки преступления, а также сведения о возбуждении исполнительного производства и об отсутствии уважительных причин неуплаты алиментов, информацию о лице, в отношении которого возбуждено дело, в том числе характеризующую его личность и необходимую для назначения конкретного вида административного наказания с учетом требований закона (статьи 3.5, 3.9, 3.13, 4.1–4.3 КоАП РФ) о потерпевшем, а также о разъяснении участникам производства по делу об административном правонарушении их прав и обязанностей (части 2, 3 статьи 28.2 КоАП РФ)», - разъясняет ВС.

С учетом указанных обстоятельств обратить внимание судей на необходимость тщательной подготовки к рассмотрению каждого дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.351 КоАП РФ, поскольку совершение отдельных процессуальных действий, например, возвращение протокола (постановления о возбуждении дела) и других материалов дела в орган или должностному лицу допустимо исключительно на данной стадии, отмечает ВС.

«Протокол об административном правонарушении (постановление о возбуждении дела об административном правонарушении) и другие материалы дела также подлежат возвращению судьей в орган, должностному лицу, составившему протокол (постановление), при неявке либо недоставлении в суд лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении», - напоминает ВС.

Явка потерпевшего 

ВС разъясняет, что неявка в судебное заседание потерпевшего либо его законного представителя, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не может служить безусловным основанием для его отложения. 

«Вместе с тем в целях всестороннего, полного, объективного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, обеспечения исполнения вынесенного постановления, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, судья может признать обязательной явку в том числе потерпевшего или его законного представителя (статьи 24.1, 26.1, пункт 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ)», - указывается в проекте постановления Пленума ВС.