Верховный суд РФ по представлению заместителя Генпрокурора изучил дело о краже трёх упаковок ветчины и четырёх - сарделек. Представитель надзорного ведомства считает несправедливым решение кассационной инстанции о переквалификации действий обвиняемого со 2 на 1 часть статьи 158 УК РФ, что, в свою очередь, привело к прекращению уголовного дела из-за малого размера ущерба.
Третий кассационный суд пояснил, что соучастник обвиняемого был признан невменяемым и освобождён от уголовной ответственности, а значит в действиях подсудимого отсутствует квалифицирующий признак по пункту «а» части 2 статьи 158 УК РФ - «группой лиц по предварительному сговору».
Суд кассационной инстанции мотивировал свою позицию тем, что согласно статье 32 и части 2 статьи 35 УК РФ, участниками предварительного сговора могут быть только лица, которые достигли возраста уголовной ответственности и являются вменяемыми. А поскольку ущерб от кражи не превысил 1 тысячу рублей, то суд кассационной инстанции пришёл к выводу, что содеянное образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.27 КоАП РФ.
Позиция ВС
Из фактических обстоятельств дела, установленных судебными инстанциями, следует, что объективная сторона преступлений выполнена обвиняемым совместно и по предварительному сговору с соучастником. При этом действия последнего для осуждённого были адекватными, носили последовательный и целенаправленный характер, считает ВС. Наступившие последствия в виде причинённого материального ущерба явились результатом их совместных действий, указывает он.
«Кроме того, положения статьи 32 и части 2 статьи 35 УК РФ не содержат формулировки, которая приведена судом кассационной инстанции в своем определении, о наличии вменяемости и соответствующего возраста соучастников преступления, а уголовный закон не связывает возможность признания преступления совершенным группой лиц по предварительному сговору с наличием в такой группе только лиц, подлежащих уголовной ответственности», - отмечает ВС.
В связи с чем он удовлетворил протест заместителя Генпрокурора и передал уголовное дело на новое кассационное рассмотрение в тот же суд в ином составе.
Алиса Фокс