С каждым годом безупречная деловая репутация приобретает все более весомое значение для компаний ввиду эволюции требований международного сообщества к крупному бизнесу, среди которых следование целям устойчивого развития. Способность компании доказать свою позицию в суде — это и есть реализация одного из ключевых элементов ЦУР, заключающегося в стремлении к использованию правовых механизмов для решения любых конфликтов.

В этой связи РАПСИ изучило российское законодательство, регулирующее взаимоотношения бизнеса и СМИ, а также попросило экспертов ответить на вопрос о том, почему суд стал единственной площадкой для разрешения такого рода споров.


В последние несколько лет участниками громких судебных споров о защите деловой репутации в России становились представители крупного бизнеса из самых разных отраслей: туризм (турфирма «Планета» пыталась взыскать более 300 миллионов рублей с ВГТРК),  строительство («СУ-155» против холдинга «Объединенные медиа» и «Бизнес ФМ»), кредиты и финансы («Альфа-банк» против «Коммерсанта») и т. д. 

Однако практика удовлетворения исков о защите деловой репутации в российских судах сложилась таким образом, что сумма взыскиваемой компенсации, как правило, не превышает нескольких миллионов рублей, а в среднем равняется одному миллиону.


Александр Зорин, адвокат, к.ю.н.: 

Как следует из прецедентов Европейского суда по правам человека, существует интерес, состоящий в защите коммерческой успешности и устойчивости компаний, причем не только для выгоды акционеров и работников компаний, но и для всеобщего экономического блага. По этой причине государство пользуется свободой усмотрения в отношении средств, предоставляемых внутригосударственным законодательством, при помощи которых компания могла бы оспаривать достоверность и минимизировать свои убытки от высказываний, которые могут причинить вред ее репутации (см. Постановление Европейского Суда по делу «Стил и Моррис против Соединенного Королевства» (Steel and Morris v. United Kingdom), жалоба N 68416/01, § 94, ECHR 2005-II, Постановление Европейского Суда по делу «Кулись и Ружицкий против Польши» (Kulis and Rozycki v. Poland), жалоба №27209/03, § 35, ECHR 2009).


Но даже для упомянутых компаний, очевидно, пополнение бюджета на такую сумму по итогам многомесячного судебного спора вряд ли можно назвать значительным обогащением и, как следствие, самоцелью процесса. 

А значит, стремление крупного бизнеса в РФ урегулировать конфликт со СМИ в рамках правового поля уместно интерпретировать, во-первых, как результат трансформации нормативно-правовой базы, повышающей доверие к судам, во-вторых, как итог прогрессивного развития крупного бизнеса в соответствии с новыми международными стандартами, и в-третьих, как иллюстрацию неэффективности досудебного урегулирования подобного рода вопросов.


Александр Арутюнов, адвокат, д.ю.н.: 

На мой взгляд, по сравнению с теми же 90-ми годами ситуация в правовой плоскости для решения такого рода споров изменилась кардинально, хотя уже тогда имелись законные возможности для компаний отстаивать свою деловую репутацию. Прежде всего, стоит отметить изменения в Гражданском кодексе РФ (в частности, ст. 152) и основанные на гражданском законодательстве решения Верховного суда России (постановления,обобщения судебной практики и пр.). 

При этом необходимо подчеркнуть, что дела о защите деловой репутации весьма сложны как для компаний (истцов), так и для ответчиков (например, журналистов). Опубликованные сведения должны носить порочащий характер и не соответствовать действительности. При этом оценочные суждения, мнения, убеждения не являются предметом судебной защиты в порядке ст. 152 ГК РФ (если не носят характер оскорбления, но это уже другой вопрос). Предметом судебной защиты являются утверждения о фактах, содержащиеся в спорной информации.


Однако при эволюции буквы закона и бизнес-стандартов (необходимо отметить, что крупный бизнес также мотивирован на исполнение закона разными российскими и международными рейтингами, например, по устойчивому развитию) развитие медиабизнеса в соответствии с этими же тенденциями идет в не столь быстром темпе. 

Итоги наблюдения за развитием конфликтов между предпринимателями и СМИ в России доказывают, что публичные просьбы коммерсантов об удалении или опровержении тех или иных сведений, которые они считают порочащими свою репутацию, нечасто находят отклик со стороны журналистов. А универсальным ответом на такого рода обвинения служат отсылки к неназванным источникам и журналистской этике.


Александр Зорин, адвокат, к.ю.н.: 

Проблемы у СМИ возникают в результате субъективного и бездоказательного обвинения в категоричной форме, а не журналистского мнения, основанного на всестороннем сборе и оценке непредвзятой информации, представленного в форме версии. 

Положения ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод предоставляют журналистам гарантии в отношении распространения информации по вопросам всеобщего интереса только при условии, что они действуют добросовестно в целях предоставления точной и достоверной информации в соответствии с журналистской этикой. 

СМИ, ссылаясь на ситуацию, вызывающую общественный интерес, обязано проверять распространяемые им сведения на соответствие действительности, высказывания не должны содержать утверждения, не соответствующие действительности. При осуществлении журналистской деятельности необходимо проявлять уважение, в том числе, к деловой репутации физических и юридических лиц. Европейская конвенция регулирует институт свободы слова и выражения мнения в соответствии с принципом о ненарушении закона и ущемления прав и законных интересов других лиц.


При этом важно понимать, что ущерб от публикации недостоверной информации в СМИ для крупной фирмы может быть связан не только с репутационными, но и финансовыми потерями: уход акционеров, падение спроса на ценные бумаги и т. д. 

В итоге единственным и цивилизованным механизмом для бизнеса, дорожащего своей репутацией, является обращение к судебным рычагам защиты.