Верховный суд Р рассмотрел дело о доступе к информации о репрессированных членах семьи, заявители выдвинули сразу несколько требований: привлечь ответчиков к ответственности за отказы в предоставлении достоверной архивной информации и в рассмотрении заявления об объявлении в розыск родственников, на которых в архивах власти нет данных о регистрации актов гражданского состояния о смерти, а также за отказ в рассмотрении заявлений по порядку реабилитации и в исправлении имени и дополнений в справку о реабилитации.


Кроме того, заявители настаивали на признании действий (бездействия) ответчиков нарушающими закон «О реабилитации жертв политических репрессий» и признании незаконным воспрепятствование в реабилитации одного из предков. В иске также содержатся требования установить, какой организацией и когда допущено исчезновение в ФСБ архивного уголовного дела за 1931 год на политзаключенного и предоставить всю имеющуюся о семье заявителей информацию. 

Заявители настаивал и на признании незаконными, немотивированными, необоснованными множественные, многолетние отказы в рассмотрении заявлений по предоставлению информации о применении репрессий в отношении семьи и обязать ответчиков предоставить необходимую для реабилитации информацию.

Суд первой инстанции сначала оставил иск без движения, а потом вернул его заявителю. В качестве основания суд, в частности, указал на отсутствие документа об оплате государственной пошлины. 

При этом судья первой инстанции, с которым в части данного вывода также согласились судьи вышестоящих инстанций, исходил из того, что истцы заявили 9 требований, каждое из которых подлежит оплате пошлиной в размере 300 рублей, соответственно, всего они должны заплатить 2,7 тысячи.

Позиция ВС

Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, в том числе посредством обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов госвласти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (статья 46).

Приведенным конституционным положениям корреспондируют международно-правовые гарантии права на справедливое судебное разбирательство, предусмотренные Международным пактом о гражданских и политических правах (статья 14) и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (статья 6), возлагающими на государство обязанность обеспечения каждому доступ к суду в случае спора о его гражданских правах и обязанностях, напоминает ВС.

Он указывает, что при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий чиновников незаконными пошлина составляет 300 рублей.

«Из административного иска, приложенных к нему документов, усматривается, что они обратились в суд за защитой, по их мнению нарушенного ОМВД и администрацией, права на получение информации о репрессированных родственниках, предъявили взаимосвязанные между собой требования с целью возложить обязанность на административных ответчиков осуществить действия необходимые для их реабилитации в порядке, установленном Законом о реабилитации.

Таким образом, несмотря на предъявление требований к двум административным ответчикам, один из которых является органом местного самоуправления, второй - структурным подразделением территориального органа федерального органа власти, они имеют неимущественный характер и один предмет спора, следовательно, при подаче административного иска (заявителей) подлежит уплате государственная пошлина в размере 300 руб.

Вывод судов о том, что размер государственной пошлины при подаче настоящего административного иска составляет 2 700 рублей, ошибочен», - отмечает ВС.

Он также поясняет, что, определяя размер госпошлины за каждое заявленное требование отдельно, судья не учел, что ряд претензий вообще не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства, в связи с чем оставление без движения иска по мотиву неуплаты пошлины, в том числе в части данных требований, само по себе является неправомерным.

При таких данных оспариваемые судебные акты в части вывода о размере государственной пошлины нельзя признать законными, пришел к выводу ВС.

В связи с чем он определил изменить судебные акты и исключить из их мотивировочной части вывод о том, что размер госпошлины составляет 2,7 тысячи рублей, указав, что оплате подлежала государственная пошлина в размере 300 рублей.