В связи с необходимостью установления наличия или отсутствия генетически обусловленных заболеваний, а также установления генетической истории семьи и выявления биологических связей гражданин имеет право на получение сведений о происхождении в объеме первоначальной актовой записи о рождении, в том числе о своих биологических родителях, уточняет Третий кассационный суд общей юрисдикции.


Суть дела 

Жительница Санкт-Петербурга обратилась в суд с иском к Комитету по делам записи актов гражданского состояния Правительства Санкт-Петербурга, в котором просила признать за ней право на получение сведений о ее рождении, в том числе данных о биологических родителях. 

В обоснование требований она ссылалась на то, что ее усыновители умерли, в связи с чем их согласие на получение информации о рождении не может быть получено.

Истица считает, что отказ в предоставлении сведений о биологических родителях, не являясь по своей сути противозаконным, нарушает ее право на получение информации о происхождении своих родителей, о своих предках, генетической истории семьи и выявление биологических связей, составляющих важную часть идентичности каждого человека. 

Право знать 

Судами первой и апелляционной инстанций за истицей признано право на получение сведений о ее происхождении в объеме первоначальной актовой записи о рождении. 

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции согласилась с выводами нижестоящих инстанций о том, что в связи с необходимостью установления наличия или отсутствия генетически обусловленных заболеваний, установления генетической истории семьи и выявления биологических связей, получения возможности диагностировать наследственные заболевания, истица имеет право на получение сведений о происхождении в объеме первоначальной актовой записи о рождении. 

«Такие выводы судов основаны на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 2015 года №15-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 47 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» в связи с жалобой граждан Г.Ф. Грубич и Т.Г. Гущиной», правоприменительной практике по делам, связанным с вопросами раскрытия информации об усыновлении (доступа к такого рода информации) Европейского суда по правам человека», — указал кассационный суд.